Эксперт Института мировой военной экономики и стратегии НИУ ВШЭ Николай Новик — о том, с чем связана заинтересованность избранного президента в развитии биткойна и не вызовет ли это взрыв спекулятивного финансового пузыря.
Дональд Трамп явно демонстрирует заинтересованность и занимается активной популяризацией криптовалютной повестки в медиапространстве. Чтобы понять основные причины этого, стоит обратиться к экономическому и политическому наследию, передаваемому 47-му президенту действующей администрацией Джо Байдена, и выделить ключевые аспекты.
Государственный долг США уже сейчас превышает $36 трлн. А по прогнозам аналитического агентства при Конгрессе США, к 2034 году он составит $50 трлн. Это огромные цифры даже по меркам мировой финансовой системы, не говоря уже об отдельно взятой стране.
Дефицит бюджета в Соединенных Штатах в 2024 финансовом году вырос до $1,8 трлн, что стало самым высоким показателем последних десятилетий, исключая только период пандемии COVID-19.
Дальнейшее формирование и расширение коалиции стран глобального Юга против коллективного Запада, продвижение БРИКС, работа в рамках ШОС, улучшение внутрирегионального диалога стран Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии — все это выступает единым консолидированным фронтом против могущества США и власти доллара в глобальной экономике.
Дают о себе знать существенные финансовые и политические обязательства США перед союзническими объединениями, такими как NATO, AUKUS, QUAD и т.д.
Постоянного пристального внимания и затрат требуют сегодняшние горячие точки и потенциальные эскалации: ситуация на Ближнем Востоке с Израилем, дальнейшее развитие конфликта на Украине и противостояние Китая и Тайваня.
Попытки Трампа сначала заинтересовать и привлечь спонсорскую помощь, а впоследствии и "отплатить" за нее крупным финансовым игрокам и корпорациям.
США — "биткойн-сверхдержава"
Впервые Дональд Трамп громко заявил о необходимости развития инструментов использования криптовалюты еще летом текущего года на конференции Bitcoin Conference в Нэшвилле. Там он рассказал о планах сделать США "биткойн-сверхдержавой" и создать стратегический запас этой криптовалюты. Помимо теперь уже нового 47-го президента США, на конференции выступили и ближайшие его соратники: одиозный Джон Кеннеди — младший, консервативный Джеймс Вэнс (ныне избранный вице-президент) и Синтия Ламмис, сенатор-республиканец от штата Вайоминг.
Именно Ламмис и придала идеям Трампа официальный вид — 31 июля в Конгресс был подан проект закона S.4912 — BITCOIN Act of 2024. В нем идет речь об использовании биткойна в качестве резервного актива, наравне с золотом и иностранной валютой. Согласно основным идеям документа, Федеральная резервная система США должна будет покупать до 200 тыс. биткойнов в год на протяжении пяти лет и довести эту сумму до 1 млн. По расчетам авторов, это пойдет на пользу американской монетарной системе, поможет поддерживать стабильный курс доллара, а госдолг США можно будет сократить вдвое к 2045 году.
Да или нет?
Но способна ли криптовалюта решить долговую проблему США с точки зрения государственного долга и потери влияния американского доллара в мире?
Возможно ли это в теории? Думаю, да. Случится ли это в запланированный срок? Нет. Слишком большие объемы биткойна должны быть приобретены правительством Соединенных Штатов.
На фоне заявлений Трампа и его сторонников биткойн уже сейчас экспоненциально неуправляемо растет. Это сделает саму его покупку не такой выгодной. А также это вызовет встречные риски потенциального обвала и взрыва образовавшегося спекулятивного финансового пузыря.
Второй вариант от Дональда Трампа — конфискация биткойнов в рамках борьбы с сомнительными операциями и мошенничеством. Но, думаю, этот метод также будет не эффективен и вызовет обратный эффект. Многие держатели просто уедут из страны и выведут криптовалютные активы в более лояльные юрисдикции.