ИГОРЬ ПШЕНИЧНИКОВ
Китай предпринял уникальную по масштабам и стоимости акцию, которая стала символом окончательной победы Пекина в борьбе с Вашингтоном за контроль над Латинской Америкой. Китай построил в Перу морской мегапорт как часть своей инициативы "Один пояс, один путь". Си Цзиньпин открыл его на глазах у президента Байдена.
Специально для Байдена
Во время визита уходящего президента США Джо Байдена в Перу на саммит стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) лидер КНР Си Цзиньпин, приглашённый на тот же саммит, открыл расположенный в 60 км к северу от перуанской столицы крупнейший в Латинской Америке морской порт Чанкай. Он построен на китайские деньги. Такого публичного и изящного унижения со стороны Китая Белый дом ещё, пожалуй, не испытывал.
Церемония открытия порта, в которой приняли участие Си Цзиньпин и президент Перу Дина Болуарте, стала символом победы Китая над хозяином латиноамериканских "задворок".
Более того, Байден находился в Перу только как делегат своей страны на саммите АТЭС. А Си Цзиньпина в Перу принимали с государственным визитом, в ходе которого, опять же на глазах у Байдена, Лима и Пекин подписали соглашение о расширении уже действующего договора о свободной торговле между двумя странами.
Байден и вся его делегация вместе с советником по нацбезопасности Джейком Салливаном получила звонкую китайскую пощёчину. Американцы наблюдали здесь и сейчас, как Перу, олицетворяющая собой всю коренную Латинскую Америку, бросается в тёплые и дружеские объятья Китая, открывая на своём тихоокеанском побережье портал, через который экономики Китая и южноамериканских стран будут сливаться в единое целое.
Пекин не случайно задумал официальное открытие своего мегапорта Чанкай именно в дни проведения саммита АТЭС в Перу и именно тогда, когда в Лиму приехал президент Байден. Это была демонстрация силы Китая на фоне дряхлеющего Байдена, который олицетворяет собой США. Даже лояльная Демпартии США The New York Times назвала поездку Байдена в Перу на саммит АТЭС его "лебединой песней".
Портал в два мира
Новый экономический проект КНР в Перу, по сути, становится "порталом вторжения" Поднебесной в латиноамериканский мир. Правда, вторжение это мирное — торгово-экономическое.
Пятнадцать причалов мегапорта Чанкай готовы принимать самые большие суда в мире. В Латинскую Америку пойдут китайские товары, включая автомобили, электронику, бытовую технику и прочие товары. Из Латинской Америки Китай будет получать природное сырье: руды металлов, сельхозпродукцию. Цены на логистику и для Китая, и для Латинской Америки сократятся на 20 %. А сам обмен товарами между Китаем и регионом вырастет в несколько раз.
Мегапорт Чанкай, в который Китай, стремясь расширить торговлю и влияние на континенте, вложил 1,3 миллиарда долларов, будет приносить 4,5 миллиарда долларов дохода в год и создаст тысячи рабочих мест. Как сообщает местная пресса, Китай планирует потратить ещё миллиарды долларов, чтобы сделать мегапорт Чанкай крупным транспортным узлом между Азией и Южной Америкой.
Но Чанкай, прежде всего, это, конечно, гигантские ворота Китая во все страны Латинской Америки. В частности, в крупнейшую страну Латинской Америки — Бразилию.
Си Цзиньпин, выступая на церемонии открытия мегапорта, заявил, что Чанкай стал успешным началом "морского Шёлкового пути XXI века" и частью китайской инициативы "Один пояс, один путь". Си Цзиньпин дал понять, что Китай вовсе не осуществляет некую торговую экспансию в Латинскую Америку в рамках своей национальной инициативы, но реализует проект, который будет выгоден всему региону в той же степени, что и Китаю.
Как указывают эксперты, основной причиной, которая сподвигла Китай вложиться в этот проект, был доступ Китая к соседней Бразилии. В этой крупнейшей стране Латинской Америки Китай планирует построить новую железнодорожную магистраль для перевозки в порт Чанкай бразильских экспортных товаров, таких как соевые бобы и железная руда.
Речь идёт о создании целой водно-сухопутной логистической системы, которая будет задействована не только Бразилией и Перу, но и другими странами Латинской Америки в экспортно-импортных операциях с Азией. Мегапорт Чанкай вообще может перестроить нынешнюю логистику в Латинской Америке и во всём Азиатско-Тихоокеанском регионе.
"Давно здесь сидим"
Открытие мегапорта Чанкай — это логическое продолжение политического и финансово-торгового освоения Латинской Америки Китаем, которое началось не вчера.
Особые связи у Китая с Кубой, которые окрепли после того, как Россия в нулевые годы отошла от Кубы, занимаясь своими проблемами и будучи одурманенной флёром "дружбы" с США. Не раз приходилось видеть статьи в кубинской прессе, где говорилось о необходимости того, чтобы кубинцы перенимали опыт Китая в том, как развивать экономику в условиях "руководящей роли Коммунистической партии".
Китай активно инвестирует в многие страны Латинской Америки. Кроме упомянутых Перу и Бразилии, китайцев интересуют проекты сотрудничества с Чили и Боливией, которые могут предложить китайцам богатый набор полезных ископаемых в виде руд различных металлов.
Пристальное внимание к Боливии, в которой сосредоточены крупнейшие в мире запасы лития — стратегического сырья в IT-эпоху, поскольку литий используется в производстве аккумуляторов для электронных гаджетов и электроавтомобилей.
Китай активно сотрудничает с Венесуэлой в энергетической области. Будучи крупнейшим в мире импортёром сырой нефти, Китай является крупнейшим кредитором Венесуэлы и крупным игроком в нефтегазовом секторе страны.
В прицеле Пекина — возможность строительства Никарагуанского канала, который может стать альтернативой Панамскому каналу и соединил бы Тихий океан с Атлантикой через гигантское озеро на центральноамериканском перешейке, носящее то же название, что и страна, — Никарагуа. Проект пока заморожен, но не снят с повестки дня.
Под носом у Вашингтона
Китай проложил новый торговый отрезок своего "Шёлкового пути" под носом у Вашингтона, в регионе, который США уже 200 лет считают своими "задворками". Пока нынешняя администрация США вела торговые войны с Китаем, а будущий президент Трамп планирует увеличить тарифы на весь китайский импорт в США на 60 %, Китай уже фактически отобрал у Штатов Латинскую Америку.
Пекин компенсирует свои напряжённые торговые отношения с Западом путём расширения своего присутствия в богатой ресурсами Латинской Америке. Кроме Перу, Си Цзиньпин посетил также с государственным визитом Бразилию, где параллельно принял участие в саммите G20.
В поездке в Латинскую Америку его сопровождали сотни руководителей китайских компаний. Эксперты полагают, что открытие порта Чанкай демонстрирует то, как Китай стремится обеспечить себе безопасный доступ к ресурсам и рынкам, и его всё более успешную борьбу за долю в мировой добавленной стоимости.
Статья The New York Times, посвящённая программе Байдена в Латинской Америке, содержала пустой набор слов, за которым был вакуум взаимовыгодных предложений, которые теоретически Белый дом мог бы сделать своим соседям по континенту и партнёрам по АТЭС.
Казус под занавес
Примечательный казус случился под занавес форума. Во время общей фотосессии Байдену предложили встать во второй ряд. Его просто отодвинули. Байден был статистом на бенефисе китайского лидера в Латинской Америке.
Это символ того, как Латинская Америка всё более отдаляется от США, которые теряют столь вожделенный ими контроль над миром. И началась эта потеря мирового контроля с того региона, который, как ещё недавно казалось Штатам, никогда и никуда от них не денется.
https://tsargrad.tv/articles/kak-si-unizil-bajdena-latinoamerikanskij-benefis-kitaja_1084866