
Западный регион - самое, пожалуй, слабое место Украины, потому что Галичина (Львовская, Тернопольская и Ивано-Франковская области) - страна парадоксов. Нигде, так как здесь, не заявляют с абсолютной решимостью о том, что надо воевать с Россией до последнего солдата, но именно здесь никто не хочет быть этим последним солдатом, равно как первым, вторым, третьим и вообще - любым. Только здесь молодые люди научились прятаться от ТЦК так умело, как итальянским карбонариям и не снилось, и столь виртуозно просачиваться через границу, что Остап Бендер в финале "Золотого теленка" облился бы горючими слезами.

Львов
Собственно, еще во время АТО в 2015 году советник Порошенко Юрий Бирюков на эмоциях охарактеризовал среднестатистического западенца.
"Он хрипло орет "Слава Украине", рассказывает всем какой он невротипический патриот. Он лучший стратег в истории современности, способный силой мысли уничтожать БТРГ противника. Конечно его профиль полон национальных символов. Он житель Ивано-Франковской, Тернопольской, Закарпатской, Волынской областей. Он презирает слабость киевской власти, смачно комментирует Президента. Он с пеной у рта доказывает, что использование русского языка - это признак работы на москалей.
А еще - он трусливая скотина... Поджав хвост он прячется от военкома, он меняет номер телефона, он собирает манатки и чешет в Румынию, Венгрию, Словакию или Польшу. И там сидит, весь такой довольный своей гениальностью..."
Но этот тихий саботаж какого-то огромного внимания не заслуживает. Но вот интересно: а готова ли Галичина при определенном стечении обстоятельств не на кипеж против наряда ТЦК на автобусной остановке, а на что-либо посерьезнее? И каковы должны быть эти обстоятельства?
Попробуем немного копнуть вглубь истории региона, чтобы понять: а откуда вообще взялись эти люди, такие не похожие на всех остальных на Украине?
Предыстория
Итак, в составе Руси до XIV века существовало Галицко-Волынское княжество. Другое название - Червонная Русь. Никакими "западенцами" его жители себя не считали и говорили на том же русском языке, что и суздальцы и новгородцы.
Личность самого знакового князя Червонной Руси Даниила Галицкого и сегодня является предметом дискуссий. Даниилу довелось успешно повоевать и против Орды, и против европейских захватчиков - поляков и венгров. Но, в отличие от Александра Невского, выбравшего компромисс с Ордой, а не с Западом, Даниил пошел по противоположному пути. В 1253 году, рассчитывая на помощь европейских держав в войне с татаро-монголами, он принял от римского папы Иннокентия IV королевский венец и стал именоваться "королем всея Руси". Но долго этот альянс не продержался. Европейцы не оказали Даниилу серьезной помощи, а он не стал принимать католичество и позже воевал то против Орды на стороне европейцев, то наоборот.
Тогда и был основан Львов, названный так в честь сына Даниила. После смерти князя Галицко-Волынское княжество под новым названием Русского Королевства продержалось меньше ста лет, балансируя между европейцами и ханами и попадая в зависимость то от тех, то от других. В 1349 году его захватил польский король Казимир III, после чего начался период полонизации, продлившийся свыше 400 лет.
Все это время русский язык населения постепенно разбавлялся полонизмами, тогда как на территории нынешней центральной Украины этот процесс длился вдвое меньше: те земли еще 200 лет входили в состав русскоязычного Великого княжества Литовского, и полонизация там началась лишь после Люблинской унии 1569 года, объединившей ВКЛ и Польшу. Этим и объясняются сегодняшние языковые различия между нынешними центральной и западной Украиной.
Любопытно, что Львов был городом преимущественно немецким - в нем преобладали немцы-переселенцы, лояльные к польской королевской власти. За это городу было предоставлено самоуправление по магдебургскому праву. Немцы же и застраивали центр города.

Средневековый Львов
С 1772 по 1918 годы западная Украина входила в состав Австрийской (позже Австро-Венгерской) империи. Полонизация окончательно сменилась "онемечиванием", а архитектура исторической части городов приняла нынешний облик.

Львов (Лемберг) в конце XIX века
Все против в всех
Именно так можно назвать Гражданскую войну на Украине в 1918-1920 годов. За контроль над этими землями на разных этапах данного периода сражались четыре коалиции: немецко-австрийская, польско-петлюровская, бело-антантовская и красно-махновская. И Галицкая армия, созданная из жителей западной Украины, успела повоевать на стороне каждой из четырех.
В 1914-1918 западноукраинские части воевали против России в составе австрийской армии. Но после поражения и распада Австро-Венгрии осенью 1918 года австрийские и германские части начали эвакуацию с Украины, а вместе с ними западноукраинские территории стремительно покидало германоязычное население. На какой-то момент западная Украина оказалась как бы ничья, но было ясно, что такое не продлится долго: эти территории вознамерилась занять только что провозгласившая независимость Польша.
Поэтому западноукраинские националисты предприняли действия на опережение. При поддержке австрийского губернатора, они 11 ноября совершили переворот, взяли под контроль крупнейшие западноукраинские города.и провозгласили Западно-Украинскую народную республику (ЗУНР). Была создана Галицкая армия, которая в самое успешное для себя время доходила по численности до 50 тысяч человек.
Хотя создатели ЗУНР назвали себя "антикоммунистами", принятое в самопровозглашенной республике законодательство, довольно передовое для того времени, имело немало сходств с советским. Например, оно предусматривало 8-часовой рабочий день и передачу крестьянам земли из крупных поместий. Но ничего из этого реализовать там не успели.
Вскоре оправившиеся от неожиданности поляки перешли в наступление и 21 ноября заняли Львов. Против ЗУНР выступили также Румыния и Чехословакия, рассчитывавшие на территориальные приобретения. В этой ситуации правительству ЗУНР осталось лишь на правах автономии объединиться с Украинской народной республикой (УНР) - так называлась территория центральной Украины, контролируемая националистической армией Петлюры. К концу 1918 года петлюровские силы насчитывали до 300 тысяч человек, заняли достаточно обширные территории и на какой-то момент даже сумели взять Одессу и Екатеринослав (будущий Днепропетровск).

Карта из украинского учебника истории, расстановка сил на конец 1918 года
Но уже в 1919 году националисты начали терпеть поражения - Галицкая армия от поляков и чехов, а войска УНР - от Красной и Белой армий. Силы Петлюры быстро распадались на самостоятельные банды, и, чтобы сохранить их костяк, он вступил в союз с Польшей фактически на правах вассала. 30-тысячный остаток его армии вошел в состав Войска Польского в качестве отдельного корпуса. Все территории западной Украины Петлюра признал польскими.
В ЗУНР это было воспринято как предательство и вызвало взрыв возмущения. Договор с УНР в начале декабря 1919 года был денонсирован, ЗУНР заключила союз с противниками Петлюры - белыми, а Галицкая армия стала частью Добровольческой армии Деникина (официальное название - Вооруженные силы Юга России).
Но на этом ее приключения не закончились. В начале 1920 года Галицкая армия в полном составе покинула ВСЮР и перешла на сторону РККА, была переименована в Красную Украинскую Галицкую армию и приняла участие в войне с Польшей. Если бы для РСФСР исход этой войны оказался более удачным, Совнарком, скорее всего, восстановил бы ЗУНР, но уже с другими руководителями и идеологической платформой, предусматривающей вхождение в будущий СССР в статусе республики или автономии.
Главным, на мой взгляд, итогом Гражданской войны конкретно для западной Украины стало первое массовое переселение туда жителей центральной Украины. Во время наступления Красной армии часть петлюровцев и участников независимых банд бежали со своими семьями в западноукраинские регионы, оставшиеся после заключения мира в 1921 году в составе Польши, и осели в местных деревнях. Это имело важное значение для лозунгов будущего бандеровского движения. Местное население, чья ксенофобия ранее была направлена в основном против поляков, чехов и закарпатских русинов, оказалось разбавленным намного более пассионарными петлюровцами, которые принесли с собой из центральной Украины нарратив "Смерть жидам и москалям". Польским властям такая позиция очень нравилась, и они, живя представлениями 1920 года, рассчитывали использовать переехавших петлюровцев в качестве своей опоры среди нелояльного "коренного" населения. Но вышло ровно наоборот: те стали еще одним существенным катализатором бандеровского движения.
Апартеид как в ЮАР до Манделы, украинский терроризм и польские репрессии
Именно апартеидом можно назвать ситуацию в западноукраинских землях, находившихся с 1921 по 1939 год в составе Польши. Бизнес, получение образования и занятие должностей были уделом массово устремившихся в свою новую колонию поляков, а украинское население, имевшее статус людей второго сорта, старательно выдавливалось из городов. Например, во Львове 63% населения говорили на польском языке, 24% на идише и всего лишь 7,8% на украинском. Похожая ситуация была в Станиславове (ныне Ивано-Франковск) и Тарнополе (ныне Тернополь). Уровень жизни польских колонистов повышался, в 1920-х годах во всех крупных городах были проведены электрификация и телефонная связь.
90% западных украинцев жили в сельской местности. Несмотря на то, что этнические украинские земли были перенаселены, а украинские фермеры нуждались в земле, польское правительство в ходе земельных реформ передавало землю из крупных польских поместий не местным жителям, а польским колонистам. Были составлены планы по новому этапу колонизации Волыни польскими военными ветеранами и польскими гражданскими лицами, а также по строительству сотен новых римско-католических церквей для новых колонистов и для перешедших в католичество из православия. И еще о Волыни: там число детей, посещающих школы, возросло в 3,5 раза - но за счет польской части населения.
С 1930 года боевые группы украинских националистов начали совершать террористические акты и диверсии против поляков, а те отвечали репрессиями против украинского населения, которое считали поголовно нелояльным (собственно, так оно и было). По сути, польские власти за время своего 18-летнего контроля над западной Украиной своей политикой сделали все, чтобы местное националистическое движение возглавил именно такой радикальный деятель с выраженными психическими расстройствами, как Степан Бандера.
Между тем, оно могло пойти по более мирному пути (что уменьшило бы число погибших в этом регионе на сотни тысяч), если бы его возглавили умеренные сторонники Евгения Петрушевича - антипода Бандеры (хотя тоже униата), создателя и президента ЗУНР в 1918 году, абсолютно вменяемого и здравомыслящего политика, который в 20-е годы, будучи в антипольской эмиграции, какое-то время даже сотрудничал с СССР, а ближе к смерти (1940) отошел от политики, но не запятнал себя сотрудничеством ни с бандеровцами, ни с Гитлером. В противовес нацистской ОУН Бандеры, Мельника и петлюровца Коновальца, последователи Петрушевича в 20-е годы создали умеренное движение УНДО, но большинство западных украинцев пошли за радикальной ОУН, требующей крови. Это так уж постарались польские власти...
В 1939 году большинство западных украинцев поддержали приход Красной армии, и они же всего лишь менее чем через два года - приход вермахта, с которым связывали больше надежд.
Сегодняшняя украинская и западная пропаганда пытается представить бандеровское движение в качестве "ответа на массовые репрессии НКВД в 1939-1941 годах" и с потолка рисует цифры репрессированных западных украинцев, доводя их аж до миллиона с лишним. Но украинских, европейских и американо-канадских сочинителей неполиткорректно подставили их же союзники - такое же псевдоисторическое объединение "Мемориал", признанное в РФ иноагентом. В своих материалах, опираясь на статистику НКВД, "мемориальцы" приводят другой уровень цифр репрессированных западных украинцев за этот период - 19 982 человека, чуть больше - поляков (21 449 человек), а во всем СССР - 206 646 человек - https://old.memo.ru/history/polacy/gorrog_c.htm Как-то странно соотносится с последней цифрой миллион западных украинцев. Правда, эти же авторы в самом начале своего материала отдельной строкой приводят число депортированных (320 тысяч), но в первом примечании к статье упоминают, что это были поляки. Хотя и насчет поляков у меня возникли смутные сомнения: откуда вообще взялась эта цифра? В качестве источника данных сведений приводится некто А.Э. Гурьянов. Я посмотрел, кто это - оказывается, один из лидеров того же самого "Мемориала". Круг замкнулся, как в песне Криса Кельми.
Во время войны немцы воспрепятствовали украинизации городов
Участниками бандеровского движения было убито евреев 850 тысяч, а поляков - 220 тысяч (описание изощренных способов казней здесь - https://readovka67.ru/news/1429 18+!!!). Цель же этнических чисток была довольно прагматичной - завладение имуществом убитых, в первую очередь - землей и жильем. В сельской местности так и происходило.
А вот с городами - иначе. Украинцы ожидали, что жилье убитых и арестованных поляков и евреев достанется им за лояльность, но немецкие нацисты прекрасно помнили, кто жил в средневековом Львове и кому до 1918 года принадлежала западная Украина, поэтому на предмет того, кому дальше жить в здешних городах, у них были иные планы. В результате, украинизации городов не произошло, что стало одной из причин разрыва между немцами и Бандерой - уже осенью 1941 года.
Второе массовое переселение - послевоенное
За годы войны западноукраинские города обезлюдели. Поляков и евреев истребили немцы и бандеровцы, последние же в большинстве своем либо погибли в боях с Красной армией, либо сбежали в Европу, а оттуда - в Канаду, образовав там многочисленную и влиятельную украинскую диаспору. Более 300 тыс. человек были обвинены в шпионаже, государственной измене, сотрудничестве с оккупантами и получили тюремные сроки или были депортированы, большинство из них позже вернулись на прежнее место жительства .
Перед властями СССР встал вопрос о заселении городов. Но кем? К местному сельскому населению после бандеровщины доверия не было, и в первые послевоенные годы власть пускала их в города не особенно охотно, предпочитая проводить в сельской местности всеобщую коллективизацию по типу начала 30-х. Существовал еще поток украинских переселенцев с запада, которых выдавливала союзная нам тогда Польша, взявшая курс на построение моноэтнического государства, но он был не столь уж большим.
Проблему решили самым оптимальным, как тогда казалось, способом: власть стимулировала переезд на эти территории семей из центральной Украины, отчасти - из восточной и даже из России. В восстановление и индустриализацию региона вкладывались значительные средства, что создавало все больше рабочих мест. В том же Львове за короткий срок были построены завод автопогрузчиков, электроламповый завод, завод "Львовсельмаш" по выпуску сельскохозяйственной техники и другие.
Вспомним и легендарный ЛАЗ - специализировавший на производстве автобусов и троллейбусов Львовский автомобильный завод. Все это еще без учета легкого производства - трикотажной, кондитерской, обувной львовских фабрик. И жилье ударными темпами возводили, и инфраструктуру отдыха: знаменитое Комсомольское (ныне Винниковское) озеро во Львове, любимое место отдыха горожан, появилось в 1952-м году. В Карпатах было построено множество турбаз.
Западная Украина в целом жила получше остальных регионов УССР и, тем более, многих регионов РСФСР, не дотягивала только до Прибалтики. Здесь были разрешены частные артели, а дефицит ощущался меньше. Рядом были Польша и другие страны, откуда было проще привозить дефицитные товары.

Торговая площадь во Львове в 1960-е
К концу 1940-х национальный состав Львова по сравнению с 1939 годом полностью обновился: теперь там 80% жителей говорили на украинском языке и еще 20% - на русском.
Массово перевозя в западноукраинские города переселенцев из Полтавской, Житомирской, Черниговской и других центральноукраинских областей, СССР рассчитывал таким образом сделать регион абсолютно лояльным. Поначалу так оно и было - но только поначалу. Первые переселенцы были нормальными людьми, лояльными союзной власти, помнящими войну, многие сами воевали. А вот их дети и внуки начали сами себя превращать в мутантов.
Помните знаменитую фразу "Ветер свободы сыграл с профессором Плейшнером злую шутку"? Родившись уже на этой "земле обетованной" и получив ее в свое распоряжение - с ее европейской историей, уцелевшей во время войны готической архитектурой, близостью зарубежья и на фоне непрерывных заигрываний и преференций со стороны союзной власти - новая поросль постепенно проникалась ощущением своей особой значимости, идеей некоего мессианства и исключительного носительства украинского национального духа и даже языка. Типа, мы вам не те, кто остался в центральной Украине; те какие-то "русифицированные" и даже говорят не так: кто на суржике, а кто и вовсе на русском...
В знаменитом бальзаковском сюжете молодой поэт Люсьен Шардон из мещанской семьи, приехав покорять Париж и обосновавшись там, накопал себе мифического знатного "предка" и стал гордо именовать себя - "Люсьен Шардон де Рюбампре" (под тихое хихиканье окружающих). Вот так и условный Тарас де Рюбампре из Тернополя, чьи предки - кто бы сомневался - ходили в крестовые походы с Филиппом-Августом, по определению неизмеримо круче условного Миколы с черкасского хутора Распрягайловки, хотя их папы и жили когда-то через улицу друг от друга.
В итоге СССР, не имевший возможности заглянуть в будущее, своей миграционной политикой, невольно наступил на те же грабли, что и когда-то Польша, расселившая на западной Украине бежавших петлюровцев. Разница лишь в отношении: поляки лихо апартеидили, а мы ушли в обратную крайность и намазывали поколения "поздних" западенцев шоколадной глазурью, даже в ущерб себе. Но политический результат в обоих случаях оказался одинаковым.
Недавнее время и нынешнее
Какое же мессианство без лидерства? И вот уже в более поздние времена западенцы трижды (1991, 2004, 2014) становились авангардом украинской смуты, прямо-таки превращая в людей-факелы и всех остальных, которые быстро подпадали под их влияние. Но западенцы гордо шествовали впереди всех лишь тогда, когда это было безопасно, а противником являлась нерешительная и теряющая рычаги управления власть. Это же не в окопе прижиматься к земле под российскими дронами и снарядами.
В Галичине сейчас две группы населения.
Первая - пассионарные жители ныне засранных и люмпенизированных городов, в большинстве своем - потомки послевоенных переселенцев из центральной Украины.
Вторая - более вялые жители сел, но они идут в фарватере горожан. Среди вторых очень мало потомков участников бандеровского движения; вот кто в Канаде - тот настоящий бандерлог, и хвост при нем, и шерсть. У этих же дедушки и прадедушки то поддерживали бандеровцев и вслед за ними по остаточному принципу чубайсили имущество убитых евреев и поляков, то объявляли о своей приверженности Советской власти. Короче, действовали по обстоятельствам. Нынешних селян, их внуков и правнуков, мы наблюдали в строительных бригадах "зробитчан". Вроде, нормальные люди - это пока здесь, а там мы их не видели. Надо сказать, что села в Галичине, да и вообще на западной Украине, в отличие от городов, добротные и ухоженные, хотя сильно уж богатыми их не назовешь.

Готовность к мятежу
Носители украинского духа - слишком ценный человеческий материал, чтобы утилизировать его на фронте - так считают там. А если без этого станет.никак?
Главная предпосылка для возможного антимобилизационного восстания понятна. Если на фронте ВСУ потерпят такое серьезное поражение, масштаб которого заставит европейских лидеров в тот же день срочно собраться вместе, мало понимающая во внутриукраинских делах Европа во главе с Британией отдаст Зеленскому ультимативный приказ о тотальной жесткой мобилизации "18-60".
В 1922 году во время региональной гражданской войны на нашем Дальнем Востоке администрация генерала Дитерихса устраивала внезапное оцепление людьми в форме какого-нибудь места во Владивостоке с большим скоплением жителей, и тут же - фильтрацию на месте с выхватыванием всех мужчин подходящего возраста. Такой эпизод даже есть в романе и ленте "Сердце Бонивура" (фильм, кстати, классный, 4 серии, недавно в чьем-то ВК цветную версию нашел -
Но какими силами проводить аналогичную тотальную силовую мобилизацию на Западенщине? Тут не только о возможностях ТЦК речи быть не может, но и о полиции, тем более - местной. Надо задействовать воинские части. А какие? Мотивированные нельзя снимать с фронта. Речь только о деморализованных. Но неужели рагули одномоментно не вычислят, кто перед ними? А опыт разоружения деморализованных силовых структур они набрали еще зимой 2014-го, через несколько месяцев его переняли уже донбассцы.
Сепаратистских лозунгов там нет и не было, тема смены власти в Киеве их на нынешний момент тоже не сильно будоражит, поэтому если возникнет мятеж - то только с местечковой программой: "Кого угодно на фронт берите, только нас не троньте".
Такая ситуация - цуцванг для Зеленского. Если подавлять - то какими силами? С фронта снимать? А если же ради умиротворения Галичины выполнить требование рагулей и даровать им священный статус брахманов, утилизации на фронте не подлежащих, то как тогда быть с пристально наблюдающими за развитием событий жителями других регионов? Особенно соседних западноукраинских. Ничуть не больше, чем галичане, хотят идти на войну и закарпатские хуторяне, и кримы из ровенской теробороны, по-прежнему играющие в правосятину (вы можете себе представить покойного Сашко Билого на фронте?)
Волынская область - тоже резко антимобилизационная. Собственно, обо всех регионах может идти речь.
Понятно, что если вдруг в глубоком тылу Украины заполыхает местная гражданская война, ничего особо плохого для нас в этом нет. Но вот как в таком случае будут развиваться дальнейшие события, даже гипотетически представить невозможно. В последнее время ситуация стала вообще какой-то непредсказуемой.
____________________________________________________________________________________________
Вот мы вместе и копнули немножко вглубь истории Украины. Есть еще одна любопытная, на мой взгляд, тема, но несколько иного периода - об участии запорожских казаков в Русской Смуте начала XVII века на стороне поляков и их ставленников, их действия в отношении русского населения и монастырей на территории в том числе нынешней Курской области; если вдруг кому-то будет интересно, загляните: https://www.litprichal.ru/work/597847/
Цитата: "Есть точка зрения, что Лжедмитрий II был крещеным евреем из города Шклов, тайно продолжавшим исповедовать эту веру («разумел, если верить одному чужеземному историку, и язык Еврейский, читал Талмуд, книги Раввинов» (Н.М. Карамзин "История государства Российского")".
