
Александр Бабицкий
На 14 июля президент США анонсировал "судьбоносное заявление по России" – но в итоге не последовало ни введения 500%-ных тарифов против торговых партнёров нашей страны, ни других резких шагов. В России, где мы перед каждым подобным пассажем из Белого дома как бы невзначай готовимся к третьей мировой, восприняли эту "самую страшную речь" как снижение градуса напряжённости. Но с этим согласны не все.
У русских – 50 дней на наступление
Угрозу недооценивать не стоило – поэтому Царьград подробно проанализировал перспективы и подоплёку "500%-ного шантажа" Трампа.
Но вот пришло 14 июля – и, пожалуй, точнее всего выразил отношение к сути американского заявления зампред Совбеза России Дмитрий Медведев:
Трамп предъявил Кремлю декоративный ультиматум. Мир вздрогнул, ожидая последствий. Воинственная Европа была разочарована. Россия его не заметила.
А как оценил очередной перформанс Трампа остальной мир?
Неоднозначной оказалась реакция в США среди оппозиционных либеральных СМИ.

Издание The New York Times обратило внимание, что с точки зрения механизмов воздействия на Кремль в украинском вопросе у Вашингтона и козырей-то нет. Ввести санкции против экономики России уже нет возможности, заявления об огромных тарифах против Китая и Индии – очевидный блеф. А в военном отношении Трамп "справедливо оценивает ситуацию", в которой русские имеют преимущество на поле боя.
Телеканал CNN раскрывает схожую мысль: введение 500%-ных пошлин против крупнейших стран физически невозможно без мирового экономического кризиса. И Трамп, считает CNN, даёт Москве:
50 дней на то, чтобы русские изменили ситуацию на поле боя таким образом, когда можно договориться с Путиным о прекращении огня и заморозке линии фронта.
Верной дорогой идёшь, Дональд, – против России
Однако подобные мнения всё-таки в меньшинстве – а либеральный медийный мейнстрим США парадоксальным образом приветствует меры Трампа и подстёгивает его не останавливаться на полпути.
И вот статья редколлегии The Wall Street Journal выходит под заголовком "Трамп отправляет Путину новое сообщение". В тексте – восхваления в адрес всегда критикуемого Трампа за его "правильный поворот" в украинском вопросе и готовность поддерживать киевский режим.

Главный пропагандист глобалистских идей в газете The Washington Post, уроженец Москвы Макс Бут в авторской колонке буквально гонит Трампа к красной черте под названием "эскалация отношений с Россией": и оружия надо Киеву больше поставлять, и русские зарубежные активы конфисковать, и вообще никаких переговоров с Путиным.
Агентство Bloomberg источает комплименты президенту: он воплощает на практике главную концепцию своей внешней политики. То есть пускай Европа оплачивает украинский конфликт, ослабляющий Россию, – а США будет получать от этого прибыль, поставляя оружие.
"Трамп отбывает номер"
Что же кроется за отступлением Трампа от агрессивных анонсов мер против России, с одной стороны, и за восхвалениями политики Белого дома во стороны либералов – с другой?
Что касается шага назад Трампа, то политолог-американист Малек Дудаков в беседе с Царьградом высказал уверенность – так и было задумано:
Анонсированные Трампом даже 100%-ные пошлины абсолютно нереалистичны. В итоге будет большое количество исключений и для стратегических товаров, поставляемых из России в США (уран, титан и так далее). Да и не будут Штаты рушить свою торговлю с Китаем и Индией ради какой-то Украины. Всё это просто элемент внутриполитического противостояния в Вашингтоне. Трамп перехватывает инициативу у Конгресса: мол, теперь санкционный билль про 500%-ные тарифы принимать не нужно, у президента есть нужные рычаги.

Что касается пируэта либеральной американской прессы, подающей невнятные полуугрозы-полунамёки в сторону Кремля как "ультиматум Путину", есть объяснения и у него.
В эксклюзивном комментарии для "Первого русского" профессор факультета международных отношений СПбГУ и эксперт клуба "Валдай" Станислав Ткаченко обратил внимание: Трамп выступает против трансформации нынешнего противостояния России и Запада в военный конфликт. Для него оптимальный инструмент воздействия на другие страны –это тарифы. А этот инструмент в отношении России не работает из-за небольших объёмов двухсторонней торговли и неубедительности угроз использовать вторичные санкции.
Трамп фактически "отбывает номер" в отношениях с Россией. Поэтому либеральная пресса, понимая, что нынешнее заявление Трампа – это максимум, на что он может пойти, пытается представить эту позицию Белого дома как максимально радикальную и разрушительную для России,
– отмечает Ткаченко.
Миротворца из Трампа не получилось
Особый интерес представляет восприятие манёвров Трампа со стороны Китая и Индии: всё-таки в адрес этих стран в первую очередь звучат угрозы повышения тарифов из-за торговли с Москвой.
Позиция Китая последовательна: обходиться без резких негативных оценок украинского тренда политики Белого дома, но не скрывать скептического отношения. Так, газета China Daily открыто называет нынешние действия Вашингтона "самой значительной эскалацией противостояния с Россией начиная с 2022 года". Подобное усиление давления на Москву не принесёт желаемого результата и не приближает мир.

Информационное агентство "Синьхуа" также делает акцент на том, что, несмотря на предвыборные заявления, миротворец из Трампа не получился. И дело здесь не только в России: поддерживаемый Западом киевский режим не демонстрирует заинтересованности в полноценном мире.
"Синьхуа" делает прозрачный намёк на возможные последствия "тарифных шалостей Трампа": такие действия лишь приближают "деамериканизацию мира".
"Путин, должно быть, смеётся"
Даже индийская пресса, ориентированная на Британию и либералов-глобалистов, в освещении действий Трампа избегает категорических оценок. Газета The Indian Express, придерживаясь антирусской линии (Трамп разочарован Путиным и меняет свою "украинскую" политику), при этом отмечает, что по-настоящему резких шагов в направлении России США не делают.
А издание The India Times и вовсе сопровождает известие об очередном "ультиматуме Трампа" критическими комментариями по поводу способности президента США воплотить свои угрозы на практике:
Путин, должно быть, смеётся до упаду после этого "решительного заявления" о тарифах в 100% через 50 дней – учитывая, что Трамп не соблюдает введённые им же тарифы против других стран.

Мировая общественность всё чаще видит, что по большей части угрозы США не подкреплены действиями. По мнению Станислава Ткаченко, это напрямую связано с тем, что роль мирового гегемона для Америки исчерпана.
Об этом ещё в начале нынешнего срока Трампа однозначно заявили ключевые фигуры его администрации, вице-президент Вэнс и госсекретарь Рубио, обозначившие многополярность как оптимальную структуру международных отношений. Эксперт напоминает:
Многополярность американцы видят так, что будут иметь какие-то преимущества за пределами Западного полушария, а в самом Западном полушарии Штаты получат полную свободу рук и смогут препятствовать другим игрокам: европейцам, китайцам, тем более русским. Мы уже видим, как США уходят из Европы, сокращая ресурсы, выделяемые на НАТО, а торговая война с ЕС грозит расколом Евроатлантики. Мировая гегемония США уже закончилась – и нынешние действия Трампа подтверждают этот вывод.
Даже в Турции понимают – русские будут продолжать
Ближний Восток традиционно является одной из ключевых геополитических точек на карте мира, а в свете обострения ситуации в Сирии, Израиле и Иране значение региона усилилось. Как местные игроки восприняли игру Трампа против России?
Нужно заметить, что Турция при всех претензиях Эрдогана на статус великой региональной державы в данном вопросе придерживается либеральной антирусской линии.
Так, ведущая газета страны Hürriyet раскрывает сюжет с заявлением Трампа в лучших традициях глобалистов: президент США долго терпел отговорки Путина, но наконец-то начал решительные действия. Да и вообще, если план США сработает, Россия окажется в экономической изоляции и не сможет вести СВО.

Однако турецкие СМИ (например, местное отделение американского CNN) не обольщаются оптимистичными для Киева сценариями. Усилия Трампа вряд ли будут иметь успех – Россия не то что не готова сдаваться, а координирует действия с ближайшими союзниками – как с военными (Северная Корея), так и с экономическими (Китай). Русские полны решимости продолжать спецоперацию.
Схожие выводы формулирует и одно из главных арабских СМИ, катарская телекомпания "Аль-Джазира". Отмечается, что конфликт на истощение ведётся давно, и нет никаких признаков того, что Россия уступает в военном или экономическом плане. Русские точно будут продолжать…

С успехами в Белом доме дефицит
Каковы наиболее вероятные сценарии дальнейших действий Трампа в украинском вопросе?
Как заявил в интервью Царьграду генеральный директор Института региональных проблем, политолог Дмитрий Журавлёв, Трамп является заложником собственной тактики "постоянных успехов" – ему нужны быстрые, очевидные достижения. Поэтому он отказался от попыток договориться с Россией – оказалось, что с Москвой нельзя договориться без уступок.
Но если русские такие упрямые, то Трамп должен найти на этом направлении хоть какой-то успех, указывает эксперт:
Единственное, чего он достиг, это перевод поставок оружия Украине на коммерческие рельсы. И с его точки зрения коммерсанта это хорошо – но успеха, который можно объяснить обычному американцу, не получается. Поэтому Трамп и пытается одновременно усидеть на нескольких стульях: давить на нас и дружить с нами, бороться с Китаем и искать поддержки России в этой борьбе, помогать Украине и признавать, что киевский режим нелегитимен.

По мнению Станислава Ткаченко, Трамп втягиваться в конфликт не будет, а попытается дистанцироваться от прямого военного участия США. Он сократит до минимума финансовые издержки Америки, продолжая озвучивать мысль, что нынешняя администрация унаследовала украинский кризис от Байдена.
При этом определяющее значение для хозяина Белого дома будет иметь стремление избежать критических ситуаций в ходе сложной внутриполитической борьбы, считает Малек Дудаков:
Мы наблюдаем попытку Трампа одновременно попытаться усилить свою переговорную позицию с Россией и, соответственно, отбиться от давления политических ястребов, не меняя при этом радикально нынешний расклад сил. Именно поэтому из Белого дома периодически раздаются признания членов администрации, что Россия неизбежно победит на поле боя, и у США уже нет возможности на это повлиять.
Что с того?
Что ж, 14 июля мы наблюдали очередное свидетельство "политической гибкости" Дональда Трампа, в бытовом лексиконе выражающейся принципом "моё слово, захотел – дал, захотел – забрал".
Однако в данном случае не менее важна реакция на попытки Трампа усидеть на нескольких стульях.
По крайней мере, на внутреннем фронте президент США выиграл некоторое время – похоже, кукловоды-глобалисты поняли, что по-настоящему жёстких шагов от Трампа не дождаться, и дали команду журналистам подконтрольных СМИ даже вчерашнюю невнятную речь подать как "ультиматум Путину. Чтобы сорвать последние возможности для диалога Вашингтона и Москвы.
Но куда важнее, что остальная мировая пресса восприняла заявления Трампа спокойно, буднично – и в этом для Вашингтона тревожный сигнал. Угрозы из Белого дома всё чаще воспринимаются без былого трепета и желания тут же упасть в ноги белому американскому господину. А это значит, что и количество стран, которые потенциально если и не союзники России, то в доброжелательном нейтралитете, растёт.