Юлия Банишевская
В Свердловской области вскрылся коррупционный гнойник, в котором "прекрасно" всё: беззастенчивый подрядчик, счастливые собаки и довольные мигранты. Сорван ремонт школы по федеральной программе. Подрядчик, который до этого строил собачий приют (больше школу поручить, видимо, было некому), получил госконтракт на 315 млн рублей, но закончить в срок не смог. Точнее, не смогли нанятые им — и довольные зарплатой! — гастарбайтеры. Подробности — в материале Царьграда.
Школа №17 в посёлке Рефтинский на Урале дождалась капремонта по программе "Модернизация школьных систем образования". Разработанной и утверждённой, между прочим, президентом России. Тысячи школ по всей стране успешно обновились, а тут нашла коса на камень.

Тендер провели в декабре прошлого года, заключили госконтракт с компанией, вызвавшейся выполнить работы за 315 млн рублей. В конце ноября объект должен быть сдан, но внезапная проверка показала, что готовность едва достигает 45 процентов. Успеет ли подрядчик за полтора месяца сделать столько же, сколько сделал почти за год, вопрос риторический. Кровля школы протекает, потолки влажные, дождевая вода льётся прямо на смонтированную электрику, а с потолка сыпется штукатурка.
"Взгляд … собаки"
Зато довольны трудящиеся на стройке мигранты! В ответ на вопрос депутата Госдумы Жанны Рябцевой, устроившей бездельникам разнос прямо на площадке, рабочие на ломаном русском заверили:
Ми ранше не можем. Ми остараемся очен поскорее закончить, но может что-то происходит и не получится. Ми тоже здесь просто не сидим, работаем, чтобы заработат и бистро закончит дело. Зарплату получаем вовремя, всё хорошо.

У них действительно всё хорошо, в отличие от детей, которые ещё не скоро придут в свою школу. Объяснять гастарбайтерам, что главное — не быстро, а качественно, бесполезно. Здесь дети будут учиться, а не собаки жить! Силами считаных работников-мигрантов доделать объект за полтора месяца (с соблюдением технологии и требуемого качества!) нереально. Или расчёт изначально был на то, чтобы сэкономить — и плевать на сроки? Заказчик поймёт и простит, а дети подождут.
Представитель фирмы-подрядчика, в свою очередь, остолбенело хлопал глазами и пытался промычать какие-то оправдания. Мол, на сегодняшний день все материалы есть, работа идёт без остановки. Да и раньше проколов не было — построили собачий приют в лучшем виде. А тут, видите ли, не его вина, так как поставка датчиков для пожарной охраны задержалась из-за санкций. Людей, если надо, добавят. Депутат Госдумы Жанна Рябцева хлёстко прокомментировала увиденное:
Есть несколько распространённых типов взглядов. "Взгляд … (грубо) собаки" — это когда чиновник понимает, что его застали с поличным — с рукой по локоть в бюджетных средствах. Или "слабоумие и отвага" — когда руки тоже по локоть, проект сорван, но персонаж искренне верит в "крышу". Очень часто сталкивалась с таким в нацпроектах "Оздоровление Волги" и "Сохранение озера Байкал". Подобное наблюдаю с весны 2024 года. Те же бегающие глаза, тот же невнятный лепет и те же сотни миллионов бюджетных средств. С той лишь разницей, что на этом объекте, по ощущениям, многие русского вообще не знали. Буду докладывать руководству региона. Никакие ухищрения местным фигурантам не помогут.

"Король госконтрактов" заработал полмиллиарда
Как выяснил Царьград, лакомый тендер заполучила компания "Еврострой" в лице её директора Александра Муравьёва. По условиям контракта, строительная фирма должна была привлечь субподрядчиков, которые по факту оказались гастарбайтерами. Рабочие с трудом изъясняются по-русски. Возникает вопрос: а они точно легально находятся в России и честно сдавали тест на знание языка? Или на стройку вместе с прокуратурой и следователями пора нагрянуть проверяющим из миграционной службы?

Если верить предоставленной отчётности, за прошлый год "Еврострой" заработал порядка 8 млн рублей. Компания с уставным капиталом в 10 тысяч рублей, созданная меньше 10 лет назад, плотно сидит на госзаказах. В её активе 15 тендеров на общую сумму полмиллиарда рублей. Но в этот раз она, похоже, от жадности схватила кусок пирога, который не в состоянии осилить.
При этом весьма любопытна история арбитражных тяжб, зарегистрированных на подрядчика. С 2018 года "Еврострой" 12 раз выступал ответчиком в судебных разбирательствах. Основная претензия к компании — неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам строительного подряда, поставки и возмездного оказания услуг. И этой фирме поручают ремонтировать школу. В надежде на что? На чудо?

Удивительно ещё, как нанятые подрядчиком мигранты не спалили вверенный им объект. В Хабаровске Ровшаны с Джумшутами сожгли старейший в России музыкальный театр. Пожар произошёл в результате нарушения правил безопасности при ремонте крыши. Восемь причастных к этому мигрантов из Средней Азии задержаны. Пятеро оказались нелегалами, а в отношении ещё двух ранее были приняты судебные решения о выдворении из России.
Пока лоббисты продолжают ратовать за трудовую миграцию, бюджет страны оскудел на 10 миллиардов рублей, которые нужны теперь на восстановление здания. Кто заплатит за "дешёвую" рабсилу, которая открыто уничтожает наше достояние? Так что свердловским гастарбайтерам, наверное, надо сказать спасибо за то, что школа хотя бы осталась цела. Пусть и с текущей пока крышей и готовая меньше, чем наполовину…

Корень зла — в алчности
Схема распила бюджетных денег на госзакупках откатана до мелочей. Конкурс выигрывает та компания, которая предложит самую низкую стоимость контракта. То есть качество работ отходит на второй, если не на третий план. Тендер зачастую выигрывают фирмы, связанные с высокопоставленными чиновниками, которые получают за это откаты. Кстати, именно за это сейчас завели новое уголовное дело на экс-губернатора Курской области Алексея Смирнова. По данным следствия, с каждого госконтракта он получал "благодарность" в виде 15% стоимости.
Далее "шкуру убитого льва" дербанят шакалы рангом пониже. Во-первых, подрядчик нанимает самую дешёвую рабочую силу, зачастую это мигранты-нелегалы, за которых не нужно платить налоги. А во-вторых, субподрядчики пишут в актах приёмки ложные сведения об объёмах и видах работ и материалов. Например, вместо дорогого кирпича закупают дешёвый, а разницу кладут в карман.
Достаточно вбить в поисковике фразу "украли на строительстве школы", как выскакивают десятки ссылок о том, как хитрые бизнесмены обогатились на детях. Заголовки новостей красноречиво говорят о географии и масштабах распилов — они происходят повсеместно: "В Кисловодске двух бизнесменов заподозрили в воровстве при строительстве школы", "На Кубани при строительстве школы украли более 240 миллионов рублей", "В Тамбовской области украли 250 млн рублей при строительстве школы", "Подрядчик из Ростова похитил более 150 млн рублей при стройке школы на Кубани", "Хищение 73 млн рублей при строительстве школы расследуют в Сочи", "Российский бизнесмен похитил выделенные на строительство школы 900 миллионов рублей". И это только то, что вскрыто и озвучено публично. А сколько такого осталось за кадром и ещё ждёт своего пытливого следователя?

"Когда деньги украдены, очень сложно их обратно вернуть"
Депутат Госдумы Михаил Матвеев в беседе с Царьградом подчеркнул, что проблема не только в коррупции, но и в стремлении заработать сверхприбыль:
Подрядчики пытаются использовать дешёвые материалы и привлекать к работе, мягко говоря, неквалифицированную рабочую силу, которая стоит дёшево. Как правило, это мигранты. Последствия у этих историй могут быть весьма и весьма печальными.
Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов подчеркнул, что негативный тренд на злоупотребления в сфере госзакупок, особенно в "социалке", ЖКХ и IT, усиливается:
Связано это с тем, что во время пандемии контроль за подобными проектами фактически был снят, а потом так и не восстановился. Соответственно, это создало поводы для различных нарушений и хищений.
Кабанов констатирует: у нас огромное количество бюджетных потерь, связанных с коррупцией, и этот процесс можно остановить лишь усилением контрольных мер. Причём стройки нужно контролировать в процессе выполнения работ, а не тогда, когда уже всё развалено.
Когда деньги украдены, очень сложно их вернуть обратно. Находятся "терпилы", которые отвечают за тех, кто является основным выгодополучателем от распила бюджетных средств. Надо понимать, что коррупция и хищение бюджетных средств — это государственная измена. И, соответственно, должно быть более жёсткое наказание,
— подытожил собеседник "Первого русского".

Что с того?
Школа — это не домик для собак, тут любые распилочные схемы отразятся на детях. Федеральная программа, в рамках которой на школу в Рефтинском было потрачено 315 млн, рассчитана до 2026 года, за это время по стране должны были обновить 7300 объектов. В апреле прошлого года Владимир Путин лично распорядился продлить программу ещё на год, выделив на это не менее 317,5 млрд рублей.
Несложно представить, сколько денег утекло благодаря госконтрактам в карманы недобросовестных подрядчиков, их покровителей и работников-мигрантов. Качество работ при этом аховое, а сроки срываются. Бессовестная ОПГ просто издевается над президентским нацпроектом, а крайние — дети. Подрядчик, который срывает национальный проект, верит в себя и своих гастарбайтеров. А должен был бы верить в неотвратимость наказания.