
Из-за ошибок президента Эммануэля Макрона Франция теряет важнейшие для себя рынки сбыта. Французам особенно досадно, что на этих рынках их замещает не кто-нибудь, а Россия. Это ярко проявилось в Северной Африке, где Макрон умудрился навредить французским производителям и разжечь конфликт на ровном месте.
Десять лет назад, ностальгически напоминает L’Opinion, Франция была главным поставщиком продовольствия в крупнейшую по площади страну Африки – Алжир. Три года назад, в 2022-м, Пятая республика хотя и сдала позиции, откатившись на второе место, но все-таки отправила в свою бывшую колонию сельскохозяйственной продукции на 1,3 млрд евро: и скот, и консервы, и печенье, и сахар etc. В 2023-м поток экспорта обвалился почти вдвое. В прошлом году практически иссяк.
Причина того, что французское печенье вдруг стало алжирским потребителям поперек горла, как считают во Франции, расположена в политической плоскости. Дело в том, что президент Эммануэль Макрон выбрал сторону Марокко в спорном вопросе, который возник из-за статуса Западной Сахары. Республика Алжир выступала за ее независимость, королевство Марокко утверждало, что спорная пустынная территория – неотделимая часть королевских владений.
Когда в Париже окончательно встали на сторону Марокко, Алжир, для которого эта тема была чрезвычайно чувствительной, рассвирепел. Возможно, французы полагали, что алжирцы побузят да успокоятся. Вместо этого там начали замораживать отношения с Францией по всем направлениям, в том числе в области торговли.
Еще в 2018 году Франция поставила в Алжир 5,4 млн тонн зерна, что составляло 80-90% всех его потребностей. Общий объем французских поставок за прошлый год еще не подсчитан, но французы полагают, что он составил всего около 400 тысяч тонн, а в 2025 году почти наверняка обнулится.
Но что же едят алжирцы вместо французского? Русское едят.
Теперь Россия закрывает 90% потребностей республики в зерне. И Франция, разумеется, вовсе не испытывает удовольствия от того, что ее лишили прибылей и стабильного рынка сбыта.
То же самое произошло с поставками крупного рогатого скота. Если в 2022 году французы продали коров и быков на 167 млн евро, то в 2024-м этот рынок практически перестал для них существовать.
До последнего времени кое-как держались продажи сухого молока и сыра, но Алжир, похоже, нашел замену Франции в лице Новой Зеландии.
Французы, помимо прочего, возмущались, что теперь их даже не приглашают участвовать в тендерах, а бывшие покупатели перестали отвечать на телефонные звонки. Алжирские СМИ нашли что ответить – и отстаивают позицию правительства самым решительным образом.
Как пишет El Watan, французы, жалуясь на политически мотивированный выбор Алжира в отношении поставщиков, забыли упомянуть, что «Марокко, которое является первостепенным союзником Франции, покупает все меньше и меньше французского зерна, зато широко открывает свои рынки для России, поскольку последняя предлагает гораздо более привлекательные цены».
Со своей стороны Россия не скрывает, что собирается довести свой экспорт в Марокко до 350 млн долларов в год.
Автор статьи упоминает о «значительном уменьшении количества французского зерна, которое традиционно преобладало в марокканском импорте», и потребности в «диверсификации источников продовольствия» для королевства.
Еще в 2020 году французский журнал Figaro похвалялся, что Франция сумела удержаться в Северной Африке и за долгие годы «завязала прочные отношения со странами Магриба, в частности с Марокко, Алжиром, Тунисом и Египтом, на которые приходятся 40% французского экспорта зерна».
Справедливости ради следует отметить, что 2024-й был крайне неудачным годом для зерновых во Франции из-за низкого урожая, на который оказали влияние бесконечные дожди и холодная весна.
Что же касается Египта, то в 2024 году Россия поставила туда продукции агропромышленного комплекса более чем на 3 млрд долларов, что на 20% больше, чем годом ранее. Основным товаром опять является пшеница, которая составляет 84% экспорта.
Египет является одним из крупнейших импортеров зерна в мире и закупает его в разных странах, включая Румынию и Францию. Только за один 2024 год он приобрел 14,7 млн тонн зерна, из которых на Россию приходится 11,1 млн тонн.
Растет и российский экспорт пшеницы в Тунис. На середину декабря 2024 года он составил более 840 тысяч тонн, что на 86% больше показателей предыдущего года. Со своей стороны Тунис всерьез рассчитывает завоевать в этом году российский рынок с помощью оливкового масла.
Франция, долгое время считавшая Северную Африку (и особенно свои бывшие колонии) чем-то вроде неотделимой зоны влияния, жаловалась, что Россия использует хлеб в качестве «дипломатического оружия», хотя сама не гнушалась использовать в качестве оружия всё, чем располагала.
В этом году России пришлось ввести квоту на экспорт зерна с 15 февраля до 30 июня. Судя по публикациям в СМИ Франции, французы рассчитывают воспользоваться ситуацией и отвоевать свои позиции хотя бы частично.
Но многое будет зависеть от погоды. «Климатические инциденты» по-прежнему способны влиять на урожай по всему миру.