Прошло несколько дней после налёта украинских дронов на российские объекты стратегической авиации, которые военблогеры уже назвали «нашим Пёрл-Харбором», но обсуждения не утихают, а россияне, Запад и сама террористическая Украина ждут ответа за очередное преступление нацистов.
Краткая справка. Утром 7 декабря 1941 года императорский флот Японии пересёк весь океан, чтобы атаковать «неприступную крепость», как американские стратеги называли порт Пёрл-Харбор на Гавайях. Японские самолёты сумели уничтожить или повредить 328 американских самолётов и 19 кораблей ВМС США, в том числе 8 линкоров. Это была полностью инновационная военная тактика, а Пёрл-Харбор стал примером блестящей и неожиданной тактической победы. Но одновременно Перл Харбор вверг Японию в войну, которую она не могла выиграть. Стратегические последствия были совсем не те, на которые рассчитывал император Ямамото.
И сейчас — самое время проводить работу над ошибками и делать выводы о диверсионной и террористической атаке Украины, одной из самых масштабных за последнее время. Эксперты, военные аналитики и журналисты их уже сделали, и подборка самых ярких мнений заслуживает внимания.
В России пора устроить чистки халатных высокопоставленных чиновников, которые на четвёртый год СВО не поняли, в какой опасности находится их страна. Об этом каналу «День ТВ» заявил военный эксперт, доктор военных наук, член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук, действительный член Академии военных наук Константин Сивков.
«Ощущения и понимания, что мы находимся в состоянии войны, не существует. Иначе никаких таких передвижений допустить было бы нельзя. Представим себе, в 43-м году, в 42-м году, через всю Россию ехала машина, в которой была взрывчатка для взрыва какого-то завода. С диверсантами на этой машине. Открыто ехала. Можно такое себе представить? Конечно, нет. Сейчас должны быть приняты радикальные меры, чтобы управленческий аппарат хорошенько встряхнуть. И единственный способ это сделать — начать жесточайшее преследование в уголовном порядке в отношении тех лиц, которые допускают халатность», — сказал он, предложив разворачивать дополнительные посты дорожно-постовой службы, увеличить количество их сотрудников, МВД и Росгвардии, увеличивать их заработную плату.
Ряд других экспертов считают ненормальным, когда дальнобойщики сбивают украинские дроны камнями и палками, а за этим равнодушно наблюдает стоящий неподалёку полицейский.
Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев пообещал поощрить героев облетевшего соцсети ролика, где несколько мужчин, рискуя жизнью, мешали вылетать из фуры украинским дронам.
«Эти мужики, наверно, и фпв-дрона ни разу в своей жизни наяву не видели и их звука не различают. Они не запаниковали от вида пожарища и от близости к фуре. Не снимают на телефон, предвкушая лайки, а становятся воинами и героями», — констатирует телеведущий Борис Корчевников.
На кадрах видны и сотрудники полиции, которые в происходящем участия не принимают, а лишь наблюдают, заметил военкор Дмитрий Стешин.
«Люди голыми руками сбивают дроны, вылетающие из фур (возможно, эти мужики спасли миллиарды рублей, которые стóят самолёты), а на фоне этой картины равнодушно втыкают, неспешно прогуливаясь, местные менты. Их вообще мало интересует происходящее, и ничего не парит. Укладывается в голове? У меня нет. Тут можно задать множество вопросов о проведённых инструктажах, доводили ли до личного состава МВД характер новых террористических угроз и т.д. Но это всё бессмысленно, когда видишь никем не инструктированных, но действующих обычных мужиков, которым не всё равно. А ментам — всё равно. Отчего так? Я не понимаю», — пишет Стешин.
С ним солидарен и военкор Александр Коц.
«Простые мужики-дальнобойщики в Иркутской области пытаются камнями и досками вырубить дроны, которые взлетают в сторону аэродрома. Каждого из этих беспилотников хватит, чтобы убить всех стоящих на крыше. И при повторной детонации — всех, кто вокруг. А мимо спокойно идут полицейские», — отмечает Коц.
Журналистка Анастасия Кашеварова называет ролик «символом происходящего».
«Столько ответственных лиц, столько служб, соберутся сейчас все перед президентом с важными лицами, а спасают и пытаются предотвратить катастрофу в стране вот эти мужики. Я когда смотрела видео, как горят наши самолёты — у меня внутри всё горело. Задыхалась от обиды. Люди всё это создавали, а тут даже сохранить не можем, не то, что приумножить. Когда этот позор и бездействие закончится? Непонимание системности и глобальности проблем, наплевательское отношение к своим служебным обязанностям, битьё по рукам активным и патриотичным, всё это играет на руку врагу», — резюмирует Кашеварова.
Атаки на стратегические аэродромы действительно являются провалом, но на военные действия они никак не повлияют, считает политолог Сергей Марков.
«Ну да, это наш провал и успех украинской разведки. Но на военные действия это никак не повлияет. Насколько я знаю, у нас было повреждено где-то 5 стратегических бомбардировщиков и 5 транспортников. А всего насчитывается 130 бомбардировщиков, то есть повреждено где-то 2%. На линии боевых действий на Украине используется 10% от этих бомбардировщиков, потому что лимитом там являются крылатые ракеты. Их не так много, и они очень дорогие, поэтому особенно много их не используешь. И если говорить о стратегических силах, то это, прежде всего ракеты в шахтах, на подводных лодках, на железнодорожных составах. У нас довольно много больших мобильных платформ с такими стратегическими ракетами, но они вряд ли в этой войне сыграют большую роль, потому что их могут просто сбить», — отметил он.
Полковник, военный обозреватель Виктор Баранец призвал усилить работу контрразведки.
«Россия пропитана террористической диверсионной заразой. Сегодня террористы и диверсанты не где-то там, в полях Подмосковья или Сибири. Они у нас не под балконом, они у нас не за дверью — они у нас уже под кроватью, образно говоря. Воздадим должное нашей Федеральной службе безопасности. Ведь не бывает дня, когда бы они не вылавливали диверсантов. Но что же здесь возникает? Если всё-таки теракты происходят, значит, канализация где-то течёт. Значит, сети, в которые должны быть пойманы эти террористы и диверсанты, рваны. Нам недостаёт в структурах контрразведки. Поэтому первый вывод — нам нужно если не в три, то в десять раз увеличить количество сотрудников контрразведки, которые должны работать по всей территории России. Где их взять? У нас огромное количество ещё молодых, работоспособных, в высшей степени профессиональных сотрудников, ушедших недавно на пенсию и ФСБ, и ГРУ. Эти люди пойдут работать во имя России. Кадры у нас есть», — уверен он.
Когда появились спутниковые снимки, зафиксировавшие последствия атаки на российские военные аэродромы, экс-сотрудник пресс-службы Минобороны РФ Михаил Звинчук, автор телеграм-канала «Рыбарь», сделал такие выводы:
«Судя по фото, объявленные СБУ цифры в 40 поражённых бортов сильно преувеличены, тем не менее, урон российская авиация понесла серьёзный. Большинство опубликованных в Сети накануне кадров позволяли лишь уточнить масштаб поражения авиации на авиабазе Оленья в Мурманской области. С объективным контролем на аэродроме Белая в Иркутской области всё обстояло не столь однозначно. Увы, избежать появления в Сети кадров со спутника и сокрыть масштабы потерь в сегодняшних реалиях невозможно совсем».
По его словам, количество предварительно выведенных из строя бортов — 13 единиц: до 8 единиц Ту-95МС (часть может оказаться Ил-76), до 4 единиц Ту-22М, до 1 единицы Ан-12.
«Конечно, даже единомоментные потери из-за преступной халатности — это трагическая утрата для всего воздушного флота России», — указывает канал Звинчука. Отмечается, что борта, выведенные из строя на Оленьей, не имели при себе боеприпасов, иначе масштабы поражения были бы куда неприятнее.
Инженер-ракетчик, автор телеграм-канала «Русский инженер» Алексей Васильев тоже думает, что медийная волна со стороны Киева была раздута.
«В этом плане удар, например, по базам с Су-34 был бы эффективнее. Тогда ВСУ могли бы рассчитывать на уменьшение ударов УМПК, например. То есть на фронте их пехота немножко бы выдохнула. Но они нанесли удар по „стратегам‟, что оказалось более медийно и ударом по репутации. То есть при выборе между полезными для ВСУ целями и максимальным репутационным эффектом они выбрали второе».
Журналист Юрий Пронько обрушился с критикой на федеральные телеканалы, замалчивавшие атаку Украины на аэродромы стратегической авиации.
«В России изничтожили СМИ, которые информируют. Ни один большой федеральный канал не сообщил о беспрецедентной атаке на военные аэродромы России. У меня возникает вопрос — какая же честь должна быть? Они вообще для чего? Там развлекуха. Эта имитация бурной деятельности кому нужна вообще? Такая имитация и привела к тому, что произошло с авиабазами» — возмутился Пронько.
Телеканалы вовремя не отреагировали даже (!) на сообщение Минобороны.
«Киевским режимом был совершен теракт с применением FPV-дронов в отношении аэродромов в Мурманской, Иркутской, Ивановской, Рязанской и Амурской областях. На военных аэродромах в Ивановской, Рязанской и Амурской областях все террористические атаки были отражены. В Мурманской и Иркутской областях в результате запуска FPV-дронов с территории, находящейся в непосредственной близости от аэродромов, произошло возгорание нескольких единиц авиационной техники. Возгорания ликвидированы. Жертв среди военнослужащих и гражданского персонала нет. Некоторые участники терактов задержаны», — говорилось в нём.
Военный обозреватель Юрий Баранчик опасается следующих атак.
«Нельзя исключать, что следующие удары будут уже по базам подлодок и по немногим нашим промышленным узлам, где ремонтируют или строят стратегическую авиацию».
Телеведущий, депутат Мосгордумы Андрей Медведев, тем не менее, не теряет оптимизма:
«Изюм в 22-м, Херсон, Крымский мост, крейсер „Москва‟. Много чего было больного, чёрного, страшного. Казалось, не осилим. Прошли же, двигаемся дальше. Чему-то научились, какие-то уроки не усвоили. Потому и бьют туда, где не усвоили. Дальше что? Будем бегать и паниковать? Повода пока не вижу. Есть потери самолётов. Но оставшихся хватит, чтобы раза три уничтожить бывшую Украину. Да, мы быстро новые „стратеги‟ не построим. И медленно их построить тоже задача непростая. Но, возможно, перестанем рисовать презентации и строить начнём уже, наконец».
В свою очередь военкор Юрий Котенок иначе смотрит на ситуацию.
«Покрышки на крыльях самолётов вместо защищённых ангаров на четвёртый год войны — это уже даже не халатность. Стоимость одного дрона из тех, что атаковали наши авиабазы — от $300 до $1500, а стоимость самолёта стратегической авиации около $100 млн и выше. Почувствуйте разницу. Заново создавать, восстанавливать наш паритет с геополитическими противниками мы будем очень долго. И есть подозрение, что нам просто могут не дать этого времени».
Известно, что ещё с 1960-х Китай занялся защищённой инфраструктурой базирования. И доминировала концепция «давайте строить авиабазы, где можно всё спрятать глубоко в гору, а иначе при первом ударе наша авиация погибнет на земле» распространилась и на тяжёлые бомбардировщики. Большинство старых баз в глубине Китая всё ещё действуют и проходят регулярные модернизации. Строились и новые такие базы. Аналогичный разумный подход к укрытиям для самолётов используется и в КНДР, и в Иране, где нет ни одного самолёта на открытых площадках.
В Генштабе ВС СССР тоже понимали, что вложиться в строительство укрытий проще, чем терять дорогостоящие боевые машины. Аэродромные капониры строили в заграничных группах советских войск (ГДР, Польша, Венгрия, Чехословакия) — на переднем рубеже противостояния с НАТО в Европе, в приграничных военных округах — Прикарпатском и Одесском, Белорусском и Прибалтийском. Всего за достаточно короткий срок было возведено по разным оценкам от 2500 до 3500 железобетонных конструкций. После распада Советского Союза аэродромные укрытия остались за границей. Российской армии тогда на фоне её проблем было не до строительства арочных укрытий на аэродромах. На некоторых аэродромах появились открытые капониры — земляные валы, отделяющие стоянки самолётов друг от друга. Однако и до сих пор, как оказалось, никакие арочные бетонные укрытия на российских аэродромах не были построены.
«Сегодня укрытия для боевых самолётов — обязательная часть инфраструктуры аэродрома многих государств. Даже на Украине, восстанавливая аэродром в Николаевской области, возвели самолётные ангары. В России обязательно строят гаражи и боксы для сухопутных машин, а крылатые часто стоят без малейшего укрытия. Случаи в Крыму: в Саках и в Гвардейском под Симферополем, где тоже были поражения, — следствие отсутствия защищённых ангаров. Особое внимание стоит уделить строительству укрытий для нашей стратегической авиации. Не сделав этого в срочном порядке, мы рискуем в самый нужный момент, который, я надеюсь, никогда не понадобится, остаться без сил ядерного сдерживания», — считает политик Олег Царёв.
Но вместо ангаров на «крылья Родины» просто бросили покрышки, аэродромы со стратегической авиацией оказались не защищены системами РЭБ, нет даже мобильных групп ПВО. Об этом говорит военный эксперт Владислав Шурыгин.
По его словам, произошедшее стало прямым следствием вопиющей безответственности и халатности командования, которое годами игнорировало диверсионную угрозу и вопросы непосредственного прикрытия, надеясь, что удалённость аэродромов за максимальные радиусы украинских БПЛА сама по себе является надёжной защитой. Как следствие, в момент налёта на части аэродромов дежурные расчёты ПВО были не готовы, и организованное противодействие атаке отсутствовало, а личный состав находился в режиме выходного дня, на аэродромах несли службу только дежурные смены. Авиатехника находилась скученно на открытых стоянках без антидроновой защиты.
«Нынешняя атака диверсантов уже не первая. И раз за разом оборона аэродромов ВКС системно проваливалась. Под удары диверсантов регулярно попадали наши авиабазы, терялась дорогая боевая техника, гибли люди. Прошло три года войны, но наши аэродромы в большинстве своём всё так же не имеют защищённых капониров и бетонных укрытий для авиатехники, ПВО большинства аэродромов, удалённых от зоны СВО, имеет примитивный характер и не соответствует современному уровню угроз. Старые покрышки на плоскостях самолётов, убогие нарисованные на бетоне контуры — это „фирменный стиль‟ наших стратегических аэродромов.
И противник не преминул воспользоваться этим безобразием! Заметим, что, в отличие от нашего главного командования ВКС, командование ВВС противника системно занимается прикрытием и сбережением имеющейся у него авиатехники. Система капониров, убежищ, расстановка макетов, постоянный манёвр техникой позволяет ВВС ВСУ сохранять свои самолёты, несмотря на полное наше превосходство в средствах поражения и возможность наносить удары по любой точке Украины. Буквально за каждым украинским самолётом нам приходится охотиться. Зато свои самолёты и вертолёты на земле мы словно специально подставляем под удары противника.
Не меньше проблем и в организации „большой‟ ПВО. Противник не раз и не два наказывал нас за отвратительную организацию, когда „тяжёлые‟ дивизионы ЗРК оказывались без прикрытия „лёгких‟ зенитно-артиллерийских средств и попадали под сосредоточенные атаки дронов и уничтожались. Отсутствие маскировки, дрон-детекторов и средств подавления, скученность, отсутствие какой-либо даже самой примитивной защиты типа обваловки — всё это мы регулярно наблюдали на украинских видеоотчётах поражения наших средств ПВО. Упорное игнорирование аэростатной техники — за три года так и не занялись этой тематикой, хотя её преимущества очевидны всем!», — делает вывод Шурыгин.
Между тем, ещё 20 апреля 2021 года действующий тогда министр Шойгу заявлял о принятом решении о массовом строительстве аэродромных укрытий. Предполагалось возвести более 300 конструкций.
Генерал-лейтенант запаса, депутат Госдумы Андрей Гурулёв считает, что за произошедшее виновные должны понести ответственность, но важно, чтобы не перевели стрелки на условного командира авиабазы. Генерал Гурулёв подчеркнул в своём выступлении, что проблема системная.
Андрей Булатов
The post Русский «Перл-Харбор»: враг ошибок не прощает appeared first on Политический калейдоскоп.