«С войной покончили мы счёты…»

КОНТ 10 часов назад 20
Preview

9 мая 1945 года в Советском Союзе ликовали все - солдаты на замолкших фронтах, жители больших городов и маленьких деревень

Полстраны лежало в руинах, ещё не были выплаканы слёзы по миллионам погибших - практически каждая советская семья потеряла родных людей, а всех выживших в самой страшной войне XX века ждал тяжёлый труд по возрождению, восстановлению Родины после разрухи. Но праздновали - искренне, истово, счастливо - все, потому что не было тогда большей радости, чем встретить День Победы. И до сих пор ни одна дата в истории России не отмечается у нас так всенародно и так тепло, как 9 мая.

«Больше от гитлеровцев ничего не требуется»

Акт о безоговорочной капитуляции германских вооружённых сил был подписан в пригородном районе Берлина Карлсхорсте 9 мая 1945 года в 00:43 по московскому времени (в 22:43 по времени центральноевропейскому). В фондах Главархива Москвы сохранилась уникальная запись радиорепортажа советского военного корреспондента Лазаря Маграчёва из здания офицерского клуба военно-инженерного училища вермахта, где проходило подписание документа.

Маршал Георгий Жуков во время подписания Акта о безоговорочной капитуляции Германии.

Журналист передаёт, как говорится, «с коленки», слова «непричёсанные», но все шероховатости текста и дикции компенсируются искренним волнением свидетеля действительно эпохального события.

«В зал входит Маршал Советского Союза Жуков, главный маршал британской авиации сэр Артур Тэддер, генерал Спаатс, адмирал сэр Гарольд Бэрроу, генерал де Латр де Тассиньи, члены советской, американской, английской и французской делегаций, - старательно передаёт подробности заслуживший в октябре 1942-го на Ленинградском фронте медаль "За отвагу" военкор Маграчёв. - Кейтель разворачивает папку с документами, вставляет монокль в глаз, берёт перо и собирается подписать акт. Маршал Жуков его останавливает. Маршал Жуков показывает рукой, куда надо пойти фельдмаршалу. Кейтель встаёт, потом подходит к столу, садится, берёт ручку, подписывает. Первый экземпляр, второй, третий… Фельдмаршал Кейтель встаёт, обводит взглядом зал. Ему нечего сказать, он ничего и не ждёт. Он идёт к своему месту за столом немецкой делегации. Всё это происходит молча, без слов. Слов уже не надо. Все нужные слова сказали Красная армия и армии наших союзников. Теперь это только безусловная, безоговорочная капитуляция. Больше от гитлеровцев ничего не требуется».

Представители побеждённой Германии.

Акт о полной и безоговорочной капитуляции Германии

«1. Мы, нижеподписавшиеся, действуя от имени Германского Верховного Командования, соглашаемся на безоговорочную капитуляцию всех наших вооружённых сил на суше, на море и в воздухе, а также всех сил, находящихся в настоящее время под немецким командованием, - Верховному Главнокомандованию Красной армии и одновременно Верховному Командованию Союзных Экспедиционных сил…»

«Намёк поняли! Накрываем столы!»

«Вечером 8 мая мы несколько раз объявляли, что сегодня радио будет работать в виде исключения до четырёх часов утра, - вспоминал диктор Всесоюзного радио Юрий Левитан. - Эту, казалось бы, простую информацию мы старались читать так, чтобы люди поняли: спать не ложитесь. Ждите! И сразу новый поток телефонных звонков. Знакомые и незнакомые, уже счастливые голоса кричали в трубку: «Спасибо! Намёк поняли! Накрываем столы! Молодцы!»

«Немцы вперёд нас узнали, что война кончилась»

«Нам немцы первые дали знать, что войне конец, - оставил воспоминания морской пехотинец Балтийского флота Павел Климов. - Мы ночью вдоль берега шли в районе Клайпеды, где ещё держалась крупная группировка противника. И вдруг - шум, ликование вдоль немецких траншей. Оказывается, немцы вперёд нас узнали, что война кончилась. И мы по их фейерверку и стрельбе в воздух поняли, что конец. Потом только по рации получили приказ отменить боевую операцию. Радость была большая».

«Палят в воздух, изливая свою радость»

Маршал Советского Союза Константин Рокоссовский в послевоенных мемуарах написал: «9 мая был подписан акт о полной, безоговорочной капитуляции немецко-фашистских вооружённых сил. Не описать энтузиазма солдат. Не смолкает стрельба. Стреляют из всех видов оружия и наши, и союзники. Палят в воздух, изливая свою радость. Ночью въезжаем в город, где разместился наш штаб. И вдруг улицы озарились ярким светом. Вспыхнули фонари и окна домов. Это было так неожиданно, что я растерялся. Не сразу пришло в сознание, что это же - конец затемнению. Кончена война! И только тогда я оценил значение неумолчной трескотни выстрелов. Пора положить конец этому стихийному салюту. Отдаю распоряжение прекратить стрельбу».

«Фашистская Германия полностью разгромлена!»

9 мая в 02:10 по московскому времени в радиоэфире прозвучали позывные: «Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза!»

Диктор Юрий Левитан у микрофона.

Диктор Юрий Левитан сообщил: «Великая Отечественная война, которую вёл советский народ против немецко-фашистских захватчиков, победоносно завершена. Фашистская Германия полностью разгромлена!»

Это сообщение выходило в эфир ещё несколько раз, чтобы его услышали все граждане страны-победительницы.

«Мы все были едины, как никогда»

«Люди открывали окна, будили соседей, повсюду была слышна музыка и радостные крики "Победа! Победа!" Все высыпали на улицу - обнимались, плакали, смеялись. Вокруг царила какая-то эйфория», - вспоминал декан факультета журналистики МГУ Ясен Засурский, встретивший 9 мая 1945-го в Москве подростком.

Другому юному тогда москвичу, в будущем известному музыковеду Геннадию Цыпину, это раннее утро тоже запомнилось на всю жизнь: «Если люди видели солдата и офицера, то его незамедлительно подхватывали на руки и начинали качать. Незнакомые люди целовались друг с другом. Такого единения людей, как было 9 мая 1945 года, больше не припомню, мы все были одним целым - и русские, и татары, и узбеки, и грузины - мы все были едины, как никогда».

Об этом же оставила воспоминания и проживавшая в то время в столице Людмила Суркова: «Толпа течёт по улице, как река. В неё впадают ручьи из переулков. Все стремятся в центр. Туда же пытаются проехать грузовики с солдатами. Солдаты нагибаются, целуют тех, до кого можно дотянуться… Всё, что копилось четыре года - муки, надежды, разочарования, потери - единым духом вырвалось наружу, обняло всех, многократно усиленное. Кажется невозможным, но все друг друга понимали, породнились до близости».

Празднование дня Победы на площади Пастухова в Ижевске.

Историк Валерий Замулин, ведущий научный сотрудник Юго-Западного государственного университета, записал воспоминания своего отца Николая о событиях 9 мая в селе Радьковка Белгородской области: «На улицах тихо, была тишина такая звенящая, и потом, где-то в 11 часов, пришла моя мать и сказала: "Коля, победа, слух идёт". Затем пошли в центр села, около здания сельсовета собралось огромное количество людей, сбежалось всё село, к столбу прибивали громкоговоритель, все люди переглядывались, дети баловались. Как только поступил звук из громкоговорителя, воцарилась тишина».

Сотрудник Музея Новосибирска Константин Голодяев цитирует слова Владилена Липина - одного из очевидцев празднования в 1945-м Дня Победы в городе на Оби: «Работница городского телетайпа, получив новость одной из первых, распахнула окно на третьем этаже здания по улице Коммунистической, где работала, и прокричала: "Победа!" Со стороны Военного городка вдруг послышались хлопки - это взлетали ракеты, не тревожные, а праздничные. В домах распахивались окна, где-то уже играл патефон, звучала громкая речь. Я увидел, как сначала группками, а потом сплошным потоком пошли люди… По проспекту шло много народа к площади Свердлова. Толпа бурлила, пела, все обнимались, целовались, плакали. В окнах, на крышах домов, на деревьях - везде были люди».

«В радостном настроении мы устремились к рейхстагу»

Участник Сталинградской битвы капитан Кочкар Байбабаев в 1945 году служил в 57-м Краснознамённом полку 18-й автотранспортной бригады. В составе войск 1-го Белорусского фронта герой-казах штурмовал Берлин. Уроженец Чимкента так вспоминал события 9 мая 1945 года: «Мы стояли в трёх километрах к западу от Берлина, когда узнали, что война окончена. В радостном настроении мы устремились к рейхстагу, чтобы расписаться на его колоннах. Потом с группой офицеров бригады сфотографировались на временно сооружённой трибуне, украшенной ветками, с которой в этот день проводились митинги по случаю Победы. Нас сфотографировал немец-антифашист».

Последние залпы

9 мая 1945 года десант морской пехоты Краснознамённого Балтийского флота высадился на принадлежащем Дании острове Борнхольм и пленил размещённый там немецкий гарнизон.

В ночь на 9 мая танковые армии 1-го Украинского фронта совершили стремительный 80-километровый марш, и в 2 часа 30 минут утра первыми в Прагу ворвались с северо-запада танки 10-го гвардейского Уральского добровольческого корпуса 4-й гвардейской танковой армии. Вслед за ними с севера в город вступили танкисты 9-го мехкорпуса 3-й гвардейской танковой армии.

Советские офицеры и солдаты в порту острова Борнхольм.

Через несколько часов на пражских окраинах появились передовые части 13-й и 3-й гвардейской армий. Войска 5-й гвардейской армии ликвидировали группировку врага северо-восточнее Праги, и её передовой отряд тоже вышел на северную окраину города. К десяти утра столица Чехословакии была полностью занята и очищена от противника войсками 1-го Украинского фронта.

Также в этот день официально завершилась Грацско-Амштеттенская наступательная операция. Войска 3-го Украинского фронта разгромили противника на территории Австрии и Югославии. Были освобождены города Брукк, Леобен, Марибор. Началась массовая сдача немецких войск в плен, но окончательно бои не завершились. По всей Австрии сохранялись очаги сопротивления, также фашистские подразделения настойчиво пытались прорваться в американскую зону оккупации.

«Твардовский дописал свою знаменитую поэму "Василий Тёркин"»

«Александр Твардовский прибыл в Тапиау, который был взят Красной армией 25 января 1945 года, будучи корреспондентом газеты "Красноармейская правда", в феврале - начале марта 1945 года, - рассказала в одном из интервью директор Централизованной библиотечной системы имени А.Т. Твардовского в городе Гвардейске (бывший Тапиау) Калининградской области Светлана Шидловская. - Он выезжал к местам боёв, делал репортажи, здесь писал свои статьи и очерки. Известие о Победе застало его дома. Он спустился с третьего этажа на улицу и салютовал Победе из наградного пистолета. Тогда же здесь, в будущей Калининградской области, была поставлена одна важная для советской истории точка: Твардовский дописал свою знаменитую поэму "Василий Тёркин". Автор закончил её именно 9 мая 1945 года в нашем городе».

В 2017 году в Гвардейске установили памятник Василию Тёркину.

«Боялись, что мы пойдём дальше»

«9 мая 1945 года я был в Сан-Франциско, выступал по радио в День Победы, - вспоминал министр иностранных дел СССР Вячеслав Молотов. - Мне предложили восьмого. Я сказал: не могу, мы отмечаем девятого. Они - восьмого, а мы - девятого. Многих тянет отмечать всё-таки восьмого, но мы это считаем неправильным…

Министр иностранных дел СССР Вячеслав Молотов.

Я думаю, Сталин опасался, как бы нас не надули, не подвели наши союзники. А то ещё куда-нибудь затянут, какую-нибудь бяку устроят. Сталин был очень осторожен... Начиная с марта месяца через Алена Даллеса они вели переговоры с немцами, а нас не пускали. Конечно, мы очень большое недоверие оказывали, пока всё не будет решено. Подождём. Это было правильно, по-моему. Черчилль же дал указание Монтгомери: берегите оружие немецкое, оно ещё может пригодиться против Советского Союза. Боялись, что мы пойдём дальше…

8 мая они меня поздравили. Но праздник у них небольшой был. Как полагается, минута молчания. Но не чувствовалось... Не то, что их не касается, но они настороже в отношении нас, а мы в их отношении ещё более...»

Награда для миллионов победителей

В ознаменование Победы Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 мая 1945 года была учреждена медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Этой медалью награждены в Советском Союзе 14 миллионов 933 тысячи человек.

«Наступил великий день»

В 21:00 по Всесоюзному радио с обращением к советскому народу выступил Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин: «...Наступил великий день победы над Германией. Фашистская Германия, поставленная на колени Красной армией и войсками наших союзников, признала себя побеждённой и объявила безоговорочную капитуляцию... Отныне над Европой будет развеваться великое знамя свободы народов и мира между народами... Период войны в Европе кончился. Начался период мирного развития...».

Праздничный салют Победы, Москва, 9 мая 1945 г.

В 22:00 в Москве начался праздничный салют. Было произведено 30 артиллерийских залпов сразу из 1000 орудий. Салют в столице страны-победительницы сопровождался перекрёстными лучами из 160 прожекторов и пуском разноцветных ракет.

Салют

Мы час назад не думали о смерти.
Мы только что узнали: он убит.
В измятом, наспех порванном конверте
На стуле извещение лежит.
Мы плакали. Потом молчали обе.
Хлестало в окна дождиком косым...
По-взрослому нахмурив круглый лобик,
Притих ее четырёхлетний сын.
Потом стемнело. И внезапно, круто
Ракетами врезаясь в вышину,
Волна артиллерийского салюта
Тяжёлую качнула тишину.
Мне показалось, будет очень трудно
Сквозь эту боль и слёзы видеть ей
Цветенье жёлтых, красных, изумрудных
Над городом ликующих огней.
Но только я хотела синей шторой
Закрыть огни и море светлых крыш,
Мне женщина промолвила с укором:
«Зачем? Пускай любуется малыш».
И, помолчав, добавила устало,
Почти уйдя в густеющую тьму:
«...Мне это всё ещё дороже стало -
Ведь это будто памятник ему».

Вероника Тушнова, «Первая книга», 1945 год. 

Александр Григорьев


Читать продолжение в источнике: КОНТ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'