Сбор дикорастущих растений в ландшафте, где доминирует человек

КОНТ 3 дней назад 2
Preview


В апреле моя подруга Лора принесла мне несколько черемш — не просто отдельные части, а всё растение целиком, с широкими гладкими листьями, маленькими луковичками размером с лук-шалот, корнями и всем остальным. Я знаю, что она не стала бы ходить по местным лесным заповедникам и выкапывать их, занимаясь собирательством или браконьерством, в зависимости от вашей точки зрения.

Так где же она их взяла? Её CSA начало их выращивать. Поскольку они были целыми, мы не стали их есть, а посадили в наших садах, хорошо полили и надеемся на лучшее. К счастью, я не забыл отметить, где их посадил, потому что листья вскоре увяли и исчезли, как это происходит со многими видами весенних эфемерных растений.

Насколько мне известно, я никогда не ел черемшу, хотя слышал, что они очень вкусные. Я знаю, где они растут, в нескольких местах, которые я не могу назвать, но они находятся на территории лесного заповедника, где действует строгая политика запрета на браконьерство.

Поэтому я бы не стал собирать их в нарушение правил, отчасти потому, что, будучи волонтёром-лесничим, я обязался их соблюдать. Сбор дикорастущих растений — это тема, вокруг которой разгораются страсти, и иногда кажется, что невозможно взглянуть на неё непредвзято.

Однако эта тема имеет множество сложных аспектов — как минимум, необходимо учитывать культурные, ситуативные, садоводческие и экологические факторы.

Новая книга Робин Уолл Киммерер «Ирга (Ягода служения)» — это вдохновляющая медитация о дарении и возможностях создания форм устойчивой некапиталистической социальной организации в современном обществе. Она рассказывает о том, как природа обеспечивает нас, о мутуализме между птицами и другими животными, а также между кустами черники, усыпанными соблазнительными сладкими ягодами.

Животные и кусты помогают друг другу процветать. В этом есть смысл, и она говорит кое-что важное, когда обсуждает роль человека. Она призывает к «благородному сбору урожая» — к тому, чтобы брать не больше, чем нужно, и брать только 50% или меньше от того, что есть, чтобы всегда оставлять что-то для других.

Она говорит: «Мы призваны собирать урожай с достоинством, сдержанностью, уважением, почтением и взаимностью». Она также говорит о том, что иногда при сборе урожая можно найти меньше, чем ожидалось.

Стоит ли в таком случае вообще собирать урожай или лучше предпринять шаги, чтобы улучшить условия для конкретного вида растений? Киммерер говорит, что нужно отдавать столько, сколько можешь, будь то непосредственная помощь в уходе за землёй или косвенная, например, пожертвования на благотворительность.

Для того чтобы собирательство приносило пользу, необходимо наличие культурно сформированного общего достояния, то есть территории, на которой определённая группа людей не только добывает продукты питания, но и работает над тем, чтобы это сообщество продолжало процветать в будущем.

Это включает в себя соблюдение правил и этических норм, таких как понимание того, что и когда собирать, не собирать слишком много, знать, как ухаживать за разными видами растений, и вносить свой вклад в уход за территориями, где растут растения.

Как говорит Киммерер, ответственный подход к сбору урожая — это данность, которая помогает видам восстанавливаться и даже размножаться, чтобы у людей была еда, а у всех остальных живых существ — среда обитания. Но не менее важен баланс, который обеспечивают люди: забота о территориях, где выращивают продукты питания, о «диких» растениях, которые можно назвать лесными садами.

Такая ситуация описана в книге «Колесо медицины для планеты». Эколог-абориген Дженнифер Гренц описывает, как местные системы выращивания продуктов питания и лесные сады включали в себя «прореживание деревьев, чтобы обеспечить необходимое освещение, использование огня для «окультуривания» земли… размножение растений черенками и удобрение почвы рыбьими костями».

Все эти способы ответственного управления землёй направлены на поддержание её здоровья, а также на обеспечение пищей и средой обитания для всех видов.

В современной Америке, напротив, до сих пор существует прискорбный миф о том, что обширные открытые земли, которые увидели европейцы, когда впервые прибыли в Америку, изобилующие дичью и зеленью, были такими от природы. По большому счёту, они не понимали, что эти ландшафты появились в результате многовекового землепользования.

Они также не понимали, каким образом у коренных народов были все необходимые им пищевые растения как в управляемой «дикой природе», так и на огородах.

Назойливые пришельцы начали завозить свои привычные пищевые растения и одомашненных животных и попытались изменить ландшафт, основываясь на культурных и экологических заблуждениях. Эти действия в сочетании с капитализмом и христианским колониализмом привели к экологическому поликризису, который мы переживаем сегодня.

Многим людям, живущим в современном американском обществе, трудно понять, как должно выглядеть настоящее общее достояние, воплощающее в себе устойчивое, восстанавливающее управление земельными ресурсами. Преобладающая печальная, устаревшая парадигма бесконечного роста поощряет бездумную потребительскую слепоту.

Представление о том, что каким-то волшебным образом всегда будет что-то ещё — прибыль, ресурсы, пространство для расширения, — это прискорбное заблуждение, которое заражает всё наше общество. (Также примечательно, как уже многие отметили, что, хотя наша капиталистическая система каким-то образом предполагает наличие бесконечных ресурсов и бесконечный рост, бизнес-модель требует создания дефицита для получения прибыли.)

Следовательно, любой ресурс, находящийся в общем пользовании, всегда будет деградировать. Кто-то или какая-то организация всегда будет использовать в своих интересах то, что не принадлежит другим и не контролируется частным образом.

Эти условия и убеждения означают, что многие люди никогда не сталкивались с совместным, устойчивым управлением ресурсами и не участвовали в нём. В результате люди часто отправляются на поиски пропитания с потребительским мышлением, совершенно противоположным тому, которое требуется для ответственного отношения к земле.

Это может быть своего рода отношение «в супермаркете всё бесплатно»: растения можно брать, не задумываясь о последствиях или о том, что потребовалось для того, чтобы эти растения вообще появились. И без оглядки на другие виды, которые могут зависеть от этих растений, или на то, что другие люди тоже будут добывать пропитание. Какой улов сегодня?

Есть и другие проблемы. Идея дикого, благородного сбора урожая прекрасна, но реальность сильно отличается от неё, по крайней мере здесь, в Северном Иллинойсе. На общественных землях, окружённых разрастающимися городами, как в районе Чикаго, собирательство приводит к проблемам из-за перенаселения.

В округе Кук, штат Иллинойс, недостаточно природных территорий, чтобы прокормить 5,5 миллионов человек, даже если бы все они ответственно подходили к собирательству, а земли использовались для сбора продуктов питания.

Это очень похоже на проблему чрезмерного количества оленей на ограниченной территории (о которой я писал ранее). Чрезмерная популяция оленей приводит к чрезмерному выеданию растительности; в результате исчезают многие ценные виды растений, а другим животным становится сложнее добывать себе пропитание.

Нам часто приходится огораживать молодые деревья, кустарники и другие растения, чтобы они выжили. То же самое происходит и с людьми. Если бы каждый мог приходить и собирать корм на землях лесного заповедника, забирая всё, что ему нужно, некоторые виды, такие как олени и каланы, просто исчезли бы.

Вы можете сколько угодно говорить о достойном сборе урожая, о том, что нужно брать 50% или даже 20% от того, что доступно, и иметь по-настоящему благие намерения, но, к сожалению, это вопрос цифр и восстановления растений.

Если каждый человек будет брать по кусочку из того, что осталось, то даже если последний человек оставит несколько ягод, через некоторое время популяция начнёт сокращаться. Таким образом, можно сказать, что лесные заповедники округа Кук окружены невидимой клеткой.

А как насчёт уравновешивающей стороны уравнения, которая заключается в том, что собиратели имеют реальное представление о характеристиках растений и грибов, которые они собирают, а также делают всё необходимое для того, чтобы желаемые растения росли и развивались?

Один мой знакомый швед как-то рассказал, что в его стране все ходят собирать сморчки. И всё же их всегда много. Почему так? Потому что они собирают их в корзины особого типа, и когда они кладут плодовые тела грибов в корзины, они также рассеивают споры через отверстия в плетении, так что на самом деле там, где люди собирают грибы, и вдоль тропы растёт больше грибов, чем в глубине леса.

Это показывает, что человек приспосабливается к потребностям сморчка, чтобы оба вида могли процветать. Это форма мутуализма, сильно отличающаяся от сбора как можно большего количества сморчков в местном американском лесном заповеднике и складывания их в пластиковый пакет, чтобы забрать домой, как я видел. В таком случае, как вы возвращаете долг? Как вы думаете о потребностях других видов? Как вы обеспечиваете лесное хозяйство сморчками для сбора в ближайшие годы?

Кроме того, у многих собирателей, особенно городских и пригородных, может быть своего рода романтическое представление о «жизни за счёт земли», о том, чтобы каким-то образом вернуться к природе. Возможно, именно это было на уме у молодой пары, с которой я недавно познакомился, когда расчищал участок леса от инвазивной Чесночницы черешчатой.

Они бродили вокруг, разглядывая землю, что-то обсуждая и таща за собой пластиковые мешки. Был сезон черемши, и я подумал, что, возможно, они ищут именно их, тем более что они задержались на участке с инвазивной лилией долинной, которая ещё не начала цвести.

Листья очень похожи на листья черемши (я видел, как волонтёры в лесном заповеднике путались). Но лилии ядовиты. Что могло бы случиться, если бы я не подошёл и не поздоровался?

Последовал обычный разговор: «Привет, я из лесничества, хороший день, не так ли?» Я спросил, знают ли они правила сбора дикорастущих растений в заповеднике. Нет, не знают.

Я объяснил и провёл краткий урок ботаники, прежде чем показать им чесночницу и объяснить, почему я делаю то, что может показаться сбором дикорастущих растений.

«Итак, если вы действительно хотите собирать дикорастущие растения, возьмите эту чесночницу!» Понюхайте листья — это трава, из неё можно сделать песто или добавить в суп, она довольно питательная. Мы можем помочь вам с ней справиться. Они взяли пару стеблей, понюхали их и сказали, что попробуют, после чего мы сердечно распрощались.

Но я продолжаю размышлять. Как на самом деле может возникнуть культура ответственного собирательства? Я считаю, что если вы собираете что-то, то вы действительно должны отдавать что-то взамен и, возможно, искать способы собирательства, которые не будут негативно влиять на ограниченные общественные земли и редкие виды растений, которые у нас есть.

Этичный собиратель не стал бы искать дикие растения на охраняемых землях или на землях, которые он не понимает и за которыми не ухаживает. Этический собиратель будет искать для сбора нередкие, возможно, агрессивные и инвазивные виды, такие как чесночница.

Он может создать место для сбора, например, у себя во дворе, или разбить сад для сбора, похожий на лесосады, которые рекламируют сектанты-пермакультуристы или за которыми активно ухаживают коренные народы. В этом свете, возможно, эти растения на моём заднем дворе приживутся, вырастут и размножатся. Они станут отличным дополнением к моему небольшому лесосаду.

Актуальная статья о перенаселении оленями:

Как белохвостые олени меняют экосистемы?

Ресурсы:

Пандусы, Allium tricoccum, автор : Сьюзан Мар (Расширенное издание Университета Висконсин-Мэдисон)

«Черника» Робина Уолла Киммерера (Simon & Schuster; 2024)

«Колесо медицины для планеты: путь к личному и экологическому исцелению» доктора Дженнифер Гренц (издательство Миннесотского университета; 2024)

Как сажать и выращивать рампы, Кристин Лофгрен («Путь садовника»)

Автор тизерной фотографии: Рамс на острове Уайтфиш, коренная народность Батчевана. Автор: Fungus Guy — собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=12729590

https://www.resilience.org/stories/2025-06-16/foraging-wild-plants-in-a-human-dominated-landscape/

Читать продолжение в источнике: КОНТ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'