
Как "Салют-7", только про океан и подлодки. Новая фикция по мотивам истории СССР. Ценная только как тренировка ремесла в приключениях и как образец культурного шапкозакидательства. Вновь преувеличенный подвиг народных героев, почти карикатурное руководство страны, а вместо реальных событий – собирательный образ. Если бы на лодке оказались Чук и Гек из недавнего кино Александра Котта, это бы картину сильно не изменило.

Догнать Америку
17 июля 1962 года первая советская атомная подлодка "К-3" дошла до Северного полюса. Это было достижение для СССР, но с отставанием от США (в 1958 году полюса достигла первая в мире атомная субмарина USS Nautilus). В 2025 году Александр Котт экранизировал поход "К-3", украсив "Северный полюс" множеством выдумок, за которыми историю почти не видно.
Успехом "К-3" относительно США могло стать точное всплытие. Но не вышло: подлодка СССР нашла полынью более чем в сотне миль от полюса, лишь повторив достижение SSN-578 "Skate" 1959 года. Никаких мировых рекордов. А реальное первое всплытие на полюсе произвела советская "К-181" лишь в сентябре 1963 года – с построением, флагами и футболом на льду.

Выходит, что Котт просто отобрал полюс у "К-181" и подарил экипажу "К-3", по наивной манере российских киношников спрессовывать на экране не второстепенные, а ключевые события, вроде мировых достижений и подвигов.
Игры с историей

Что происходит в кино? На фоне конфликтов с США Хрущев форсирует освоение Арктики, посылая к полюсу неподготовленную подлодку, несмотря на сомнения ученых и экипажа и опасность катастрофы. В плаванье идут выдуманные герои с капитаном Живцовым (Андрей Мерзликин), вместо двух десятков мужиков-ученых на борт проникает ученый Филатова (Елена Север). Фильмы, в которых принимает участие (не играет, нет!) Елена Север я бы даже пятиметровой палкой трогать не стала, но приходится смотреть, чтобы вам не пришлось...

Исходно товарищ физичка выглядит борцом за равенство полов, но уже на лодке часто намекает капитану на возможную мелодраматическую линию сюжета. Эксцентричного профессора Морозова (Евгений Миронов) с собой не берут. Но он все равно окажется на полюсе – в результате комичных приключений...
Хрущеву не терпится "запустить ежа Дяде Сэму в штаны" появлением лодки на полюсе. Когда в игру вступают коварные американцы, мир оказывается на грани ядерного конфликта сверхдержав. Судьба советских подводников после установления рекорда (выдуманного авторами кино) мало кому интересна. Генсек и его свита хватаются за бутылку, празднуют успех и сыплют афоризмами, а планета идет к катастрофе...

Точно такая же авантюрно-шпионская схема применялась в "Салют-7". Собирательный образ событий, абсолютные выдумки, замена биографий и имен, да еще прямое столкновение с американцами, которое совсем уж переводит кино в категорию альтернативной реальности.
До якобы всплытия на полюсе выдумали почти всё: женщину на борту; критическое отклонение от курса; ориентировку по взрывам; полет героя Миронова почти до полюса; падение самолета; панику на дрейфующей станции; протечку в системе реактора; поход выходного дня на полюс...
После полюса фантазия разыгралась еще сильнее: почти военный конфликт с США; торпедирование; готовность Хрущева и Кеннеди к стрельбе без особых причин (в реальности было наоборот); повреждение лодки; ликвидация ядерных проблем... Если убрать это, от фильма ничего не останется.

Чистое развлечение
А сейчас – о хорошем. Выдумки, если не думать о фактах, получились жанрово складными. Александр Котт давал волю фантазии даже в "Брестской крепости", недавно превратил в бажовский сказ книжку про Чука и Гека. Вот и приключения "К-3" у него получились хоть и далекими от реальной фактуры, но зато уверенными в рамках авантюрного жанра. Если реальные хроники освоения Арктики сильно не интересуют, кино может показаться удачным.
Если смотреть как чистый экшн, фильм бодрит плотным действием под водой, на льду и в воздухе. Да еще радует напряженными моментами "катастрофы" (опасные маневрирования, радиация, военный инцидент под водой, сложный взлет со льда и падение самолета, разрушение дрейфующей поляной станции), но не заходящими за границу фантастического безумия Роланда Эммериха.

Удачны почти все юмористические сцены. Например, встреча Лешки-радиста с белым медведем в ходе купания в проруби. Танец героя Миронова, осознающего, что задача выполнена, но шансов выжить не так много, под "Кукарачу", с веселой отсылкой к "Красной палатке" Михаила Калатозова.

Также фильм, при всех выдумках, неплох, как производственная драма. Ученый Филатова рассуждает о ядерной реакции, во время разбора шумов подо льдом обсуждают эффекты реверберации шума моторов кавитации винтов. Когда глубина погружения фантастически быстро падает, звучит справка про океанографа Яков Гаккеля, обосновавшего наличие хребта на дне океана...
