И это ещё одна причина клеветы на Ивана Грозного, правильнее сказать на Ивана Великого, коим его считали современники.
Иван IV собирал представителей «земли» на парламенты Земских Соборов, включая представителей крестьянства, по наказам которых и составлялись уставные царские грамоты, вводящие самоуправление в той или иной волости. На первом Земском соборе он объявил, что бояре более не являются держателями земли русской и положил начало реформе земского управления
После отмены кормлений, когда бояре не только управляли, но и кормились с той или иной территории, эти нахлебники были от «городов и от волостей отставлены». Их власть перешла к «излюбленным старостам» и «излюбленным судьям», «выбранным всею землею». Всё это делалось согласно уставным грамотам, которые давали право выбора представителей власти: «И будет посадские люди и волостные крестьяне похотят выборных своих судей переменити, и посадским людям и волостным крестьянам всем выбирати лучших людей, кому их судити и управа меж ими чинити». Крестьянские и посадские общины выбирали даже своих священников.
Политика первого русского царя была направлена против бояр-кровопийц, за это он и был оклеветан в XIX веке русофобом и масоном Карамзиным, который выполнял заказ императора - принизить в истории роль Рюриковичей и возвысить династию Романовых (Гольштейн-Готторпов).

Земский собор Фото из открытого доступа
Враждебное окружение Руси в XVI веке
Московская Русь была просто заперта со всех сторон враждебными соседями (Швеция, Ливония - форпост Германской империи, Польша, Литва, Османская империя, Крымское, Астраханское, Казанское, Сибирское ханства). Пребывание в таком враждебном окружении означало постоянное ведение боевых действий, иногда сразу на два-три фронта.
Все они осуществляли эффективную блокаду Русского государства, предпринимали скоординированные наступательные действия и не скрывали своего желания расчленить её территорию на части, а народ поработить.
Ни одно из направлений Московской Руси не было защищено от вражеских нашествий, со всех сторон города находились под ударом и нигде не было тыла. Плодородные земли были отсечены Диким полем, по два раза в год случались набеги крымско-татарских и казанских феодалов, которые обходились стране в десятки тысяч жизней, а русские пленники продавались на рынках крымского и астраханского ханств.
Грабежи русских территорий являлись основной статьёй дохода Крымского ханства.
Морские торговые пути, ведущие в Россию, находились под плотным контролем Ганзы, Ливонии и Швеции, которые не пропускали в Россию товары и мастеров. Русофобство со стороны Польши и Швеции просто зашкаливало.

Ганзейский союз. Фото из открытого доступа
Молодой царь Иван Васильевич понимал, что крестьянству нужны земельные угодья, купечеству нужна беспрепятственная торговля, а всему населению крепкая оборона от грабительских набегов.
На это и были направлены реформы Ивана IV и принятие нового судебника 1550 года.
На место самоуправства бояр и наместников пришло хорошо организованное самоуправление крестьянских и посадских общин, их широкое участие в охране порядка и судопроизводстве – и это на основе закона, Судебника 1550 года. Судебник защищал крестьян от своеволия бояр-наместников и их слуг, определял широкое участие выборных земских властей в суде.
Без согласия местной крестьянской общины ни один крестьянин не мог быть взят под стражу. Община контролировала ведение судебных дел в отношении своих членов. «И все судные дела у наместников и тиунов писать выборному земскому дьяку, а дворскому и старосте и целовальникам к тем судным делам прикладывать руки».
Ликвидация наместничества способствовала развитию железоделательного, суконного, кожевенного производств. Уложение о службе 1556 года чётко поставило землевладение в зависимость от государственной службы и уравняло вотчину с поместьем.
Оно обеспечило каждого воина земельным окладом, при этом все земельные владения были измерены в общегосударственных имущественных единицах – «сохах» и произведён передел земли. Крупным землевладельцам пришлось отдать излишки.
Строительство городов и оборонительных рубежей
Иван Грозный построил новые пристани на Нарове и Белом море. Были созданы протяженные засечные черты, в том числе и Большая засечная черта, основной участок которой тянулся от брянских лесов на сотни километров до Переяславля-Рязанского, проходя параллельно Оке и дублируя её как оборонительный рубеж.

Засечные черты. Фото из открытого доступа
В 1550 году было сформировано постоянное стрелецкое войско, которое отличилось храбростью и при взятии Казани и при взятии Полоцка.
Стрельцы имели постоянное денежное жалование и земельные наделы в отличие от польских и шведских наёмников, которые промышляли мародёрством.
Присоединение Казанского ханства в 1552 году и Астраханского в 1556 году сделало Волгу русской рекой, уничтожило астраханский центр работорговли и закрыло путь, по которому на протяжении тысяч лет из центральной Азии в Европу шли кочевые орды.
В 1569 году было разгромлено турецкое войско, идущее к Астрахани, а в 1572 году в битве при Молодях потерпело поражение крымско-татарское войско.
За время правления Ивана Грозного было построено 155 городов и кремлей, русские вышли на Северный Кавказ и поставили там крепости. Разгром Сибирского ханства снял все препятствия для освоения Урала.
Стоит отметить, что многие реформы и строительство городов и засек происходили во время военных действий, или можно сказать разрозненных конфликтов, объединённых под названием Ливонская война.

Присоединённые земли в правление Ивана Грозного Фото из открытого доступа
Если бы не исторически случайное перемирие 1559 года, которое заключил Иван Грозный с Ливонским орденом под влиянием Дании и боярской "Избранной Рады", война за Балтику могла бы завершиться быстрой победой Московской Руси. Царю удалось разгромить Ливонский Орден, лежащий на пути к Балтике, но к концу перемирия Русь столкнулась уже с рядом сильных западных государств, поделивших между собой прибалтийские земли.
Против России фактически воевала вся Европа плюс Крымское ханство и Османская империя. Но более страшным было внутреннее предательство бояр-вотчинников.
Уже со второй половины 1550-х князья и бояре, недовольные политикой царя стали противодействовать царской власти. Они были озлоблены отменой кормлений, тем, что потеряли контроль над уездами и волостями, обязательной военной службой, запретом продавать, покупать и менять вотчины. Да ещё крестьяне, согласно Судебнику, могли покидать вотчины и уходить на новое место.
С 1562 начинаются побеги бояр в Литву, предательства, а в 1564 году царя предаёт военачальник князь Курбский, который втайне целый год работал на польского короля, выдавая военные секреты, а затем сбежал и возглавил разорительный польско-литовский поход в район Великих Лук.
Иван Грозный, возмущенный предательством элиты, вынужден был перейти к чрезвычайным методам правления – введению опричнины, которую заклеймили либеральные историки.
На самом деле опричнина была направлена против бояр-вотчинников, многие из которых были связаны с Литвой и по происхождению, и по убеждениям.
«Опричнина привела к превращению множества самовластных вотчинников в рядовых служилых землевладельцев на окраинах государства и тем способствовала колонизационным процессам. Княжата лишались наследственных владений, где правили как государи, и получали поместья (вместе со службой), по словам Дж. Флетчера, «в отдаленных областях». В первый же год опричнины было перемещено на окраины около 150 князей и княжат, их холопы получили свободу».
В заключение
Царь Иван IV принял обескровленную и разграбленную за время боярского правления Россию и превратил её в успешно развивающеееся государство, он вдвое увеличил территорию России, и обеспечил рост населения. Он создал национальное государство и земли, присоединенные им, стали российскими навсегда. Но самое главное в том, что он создал сильное государство со справедливой идеологией взаимного служения всех сословий и слоёв общества на благо государства. В его государстве не было рабов, они появятся при Романовых.
Именно с Ивана Грозного Россия стала непобедимой, она стала страной, которую невозможно уничтожить.