
С 1991 года миф о якобы гонениях на церковь набирает обороты, виновниками трагедии признаны большевики, пришедшие к власти в октябре 1917 года. Появилось множество фальшивых документов, "расстрельных" списков и даже полигонов, где тысячами «казнили» священников. Клевета в основном исходит от РПЦ, которая таким образом переключает внимание общественности от её дореволюционных деяний в надежде, что никто об этом не вспомнит.
Однако вершить самосуд над церковью начала крестьянская паства, которую церковь веками настраивала против себя. Началось это задолго до Октябрьской революции и проявилось в убийствах духовенства с особой жесткостью, грабежах монастырей и храмов, захвате церковных земель.
Журнал «Духовная беседа» в 1859 году в начале правления Александра II напечатал: «Все русские с презрением, с отвращением смотрят на духовенство» (1859. № 28. С. 47). Но далее антицерковный настрой лишь укреплялся.
Ректор Московской духовной академии протоиерей Александр Горский утверждал: «Ожесточение против всего духовного, церковного… с каждым месяцем становится все сильнее» (Русское обозрение. 1896. Январь. С. 276).
В 1907 году синодальный обер‑прокурор Александр Толстой говорил: «Для Русской церкви настали времена гонений, духовенство не бьет только ленивый: один бьет, а прочие поощряют бьющего» (Из записок преосвященного Леонида… М., 1907. С. 380).
Антицерковные акции в конце XIX – начале XX века
Обратимся к архивным материалам, которых предостаточно, но они замалчиваются, а потому почти неизвестны широкой публике.
«В феврале 1900 года хорошо отточенным топором был хххх благочинный протоиерей Василий Масловский, клирик Пензенской епархии. «На голове покойного обнаружили шесть ран»
(РГИА. Ф. 797. Оп. 70. III отд. 5 ст. Д. 45. Л. 2 об.).
В 1900 году в Черниговской епархии в Петропавловском монастыре, что в Глуховском уезде, был убит монах Митрофан (Чубун) (РГИА. Ф. 797. Оп. 70. III отд. 5 ст. Д. 82). Его не спасли каменные монастырские стены. Чубун заведовал монастырской иконной лавкой и считался состоятельным человеком. Расправа над ним была очень жестокой и не подлежит описанию.
В том же монастыре было совершено покушение на иеродьякона Севастиана, которого ударили по голове трехфунтовой гирей, но преступников спугнули (там же. Л. 11).
В Гродненской епархии в том же 1900 году у себя дома был застрелен клирик Гродненской епархии Александр Рожанович, духовник своего благочиния (РГИА. Ф. 797. Оп. 70. III отд. 5 ст. Д. 95. Л. 246).
Во время революции 1905 года антицерковные акции участились. На священников не просто нападали, но и глумились над ними. Так в феврале 1905 года пострадал священник Грузинского экзархата Николай Качахидзе. Нападавшие сбрили у него усы, бороду, все волосы на голове забрали крест и церковную печать (РГИА. Ф. 797. Оп. 76. III отд. 5 ст. Д. 2а. Л. 26 об.).
В том же экзархате в 1905 году подвергся нападению Василиско‑Златоустовский женский монастырь (РГИА. Ф. 797. Оп. 75. III отд. 5 ст. Д. 18в. Л. 40) и Гелатский монастырь, обстрелянный с трех сторон (РГИА. Ф. 797. Оп. 76. III отд. 5 ст. Д. 2а. Л. 29).
В том же 1905 году волна нападений на монастыри прокатилась по Тульской епархии, нападали группы вооружённых людей, применяя огнестрельное оружие. (РГИА. Ф. 797. Оп. 75. III отд. 5 ст. Д. 18в. Л. 240 об.).
При расследовании убийств священников было установлено, что целью нападения было не ограбление, а именно убийство. Причём в безопасности не могли чувствовать себя даже монахини. В марте 1906 года принял на себя удар Покровский женский монастырь Ставропольской епархии. Одна послушница была убита, другая – ранена.
(РГИА. Ф. 797. Оп. 76. III отд. 5 ст. Д. 2а. Л. 53).
В 1906 году церкви и обители стали поджигать. 13 апреля 1906 года был сожжён Алексеевский монастырь Уфимской епархии (Там же. Л. 172). Та же участь постигла Троице-Сергиевскую женскую обитель в Смоленской епархии (там же. Л. 186).
1906 год принёс новую серию убийств духовенства. Погиб архимандрит Лукиановой пустыни Владимирской епархии Афанасий и священник Черниговской епархии Никола Пиневич (там же. Л. 186 об.). В Ставропольской епархии очень жестоко были убиты два иеромонаха и два послушника Екатерино‑Лебяжской Николаевской пустыни (там же. Л. 187).
Несмотря на то, что революция пошла на спад, погромы храмов, монастырей и разбойные нападения не только продолжились, но и участились. В 1909-1910 годах серия грабежей и насилий прокатилась по Харьковской и Полтавской епархиям, от погромов пострадали многие храмы (РГИА. Ф. 797. Оп. 72. III отд. 5 ст. Д. 95. Л. 4).
Грабежи и убийства продолжались вплоть до 1917 года. В 1916 году крестьяне безжалостно убили священника Тамбовской епархии Димитрия Земляницына из Козловского уезда. Пострадала вся его семья (РГИА. Ф. 796. Оп. 203. Д. 222).
В том же году было совершено нападение на дом иерея Арсения Миловидова (Тамбовская епархия), пострадала вся семья и прислуга.
То, что произошло весной 1917 года опять на Тамбовщине потрясло общественность. Это было зверское убийство семьи дьякона Павла Архангельского, его жены и детей. Причём всё было совершено с такой жестокостью, что больше походило на казнь, не пощадили даже детей.
Сообщения о трагедиях шли потоком, Синод ежемесячно заслушивал обобщённые рапорты епископов. Так епископ Подольский Митрофан сообщал в рапорте, что «некоторые из приходских священников подверглись со стороны толпы оскорблениям и насилию»
(РГИА. Ф. 797. Оп. 86. III отд. 5 ст. Д. 129. Л. 1).
На священников стали открыто нападать в храмах, нанося ножевые и огнестрельные ранения. 7 апреля 1917 года, на Благовещение, в Подольской епархии разыгралась новая трагедия: убили священника Иоанна Манчинского, при этом грабежа не было, церковное имущество не тронули.
(РГИА. Ф. 796. Оп. 204. Д. 141).
Во многих епархиях крестьяне начали захватывать церковную землю. Из рапорта архиепископа Казанского Иакова (Пятницкого), поданного в Синод 10 мая 1917 года: «В некоторых приходах… проявлялось самоуправство и полный произвол среди прихожан как в отношении… причта, так и в отношении церковной и причтовой собственности… крестьяне самовольно захватили церковную землю… оставив… причты без земли. В настоящее время беззащитное духовенство, кроме того, что терпит крайнюю материальную нужду, оно испытывает еще тяжелые нравственные страдания, перенося… оскорбления, унижения и обиды от народной распущенности» (РГИА. Ф. 796. Оп. 204. Д. 134. Л. 1‑1 об.).
Рапорты архиереев становились всё тревожнее. В июле 1917 года 30 человек напало на Киево‑Выдубицкий монастырь, а в Китаевскую пустынь Киево‑Печерской лавры в ночь с 1 на 2 сентября того же года ворвались 20 человек с револьверами и кинжалами. Настоятель пустыни архимандрит Онисифор подвергся истязанию (подробности не описываю)
(РГИА. Ф. 797. Оп. 86. III отд. 5 ст. Д. 123. Л. 24а, 30).
Синод вынужден был постоянно обращаться за помощью к министру внутренних дел: без полицейской поддержки церковь устоять не могла. Так церковь отвечала за то, что была частью режима, обрекавшего народ на жалкую жизнь. До Великой Октябрьской социалистической революции оставались считанные месяцы.
Не пропустите новые публикации