КошкиН
Российские прилавки заполонили азербайджанские помидоры. Их в России до 98% от общего импорта. Что приносит Баку свыше 700 млн долларов ежегодно. Поэтому политика Ильхама Алиева, позволяющего себе в последнее время резкие выпады против Москвы и даже поставки кое-кому оружия, заставляет задуматься: не слишком ли дорогой ценой обходятся эти овощи?

Сельское хозяйство Азербайджана, где помидоры выращивают 20% населения, полностью завязано на российский рынок. И поэтому не очень понятно, почему так резво Алиев пошёл на конфронтацию с, по сути, "финансовым карманом". Ведь разрыв отношений с Россией грозит Баку экономическим коллапсом. Тем более непонятно, почему ВПР России пока медлит с ответными мерами.
Может, потому что, во-первых, азербайджанские диаспоры в России контролируют ключевые овощные рынки в крупных городах от Ростова-на-Дону до Москвы. Через нелегальные схемы, такие как, например, скрытое использование земель сельхозназначения, уход от налогов, работа с чёрным налом, они создали замкнутую систему сбыта. А местные чиновники закрывают глаза на нарушения за взятки, что позволяет удерживать низкие цены и выводить миллиарды рублей в Азербайджан.
Во-вторых, российские фермеры массово переключились на зерно - более рентабельную и менее трудоёмкую культуру. Ростовская область, где ещё в 1990-е школы собирали по тысяче тонн томатов за сезон, теперь засеяна пшеницей. Тепличные хозяйства развалены, а консервные заводы простаивают или в лучшем случае перешли на производство соков и детского питания. А ведь есть все основания считать, что российский "томатный реванш" возможен. Многие эксперты по сельскому хозяйству считают, что для этого есть все условия.
Например, АЭС и ТЭЦ, скажем, в Волгодонске вырабатывают избыточное тепло, которое можно направлять в теплицы. Во Франции такая практика уже давно обеспечивает зимнее овощеводство. Или климатические преимущества некоторых российских регионов: Краснодарский край, Ростовская область и Чечня с её геотермальными источниками, идеальны для круглогодичного выращивания томатов. Ну и федеральные субсидии на строительство теплиц и модернизацию консервных заводов могут вернуть интерес аграриев к овощеводству.
Из минусов только то, что переходный период займёт 12–18 месяцев и вызовет первое время временный скачок цен до 40–60%. Но есть и другие подводные камни. Главная проблема — не отсутствие ресурсов, а системная коррупция и краткосрочное мышление. К тому же азербайджанские сети глубоко интегрированы в местные администрации, блокируя доступ отечественных производителей к рынкам. А власти не используют пропаганду для агитации фермеров, которые не готовы рисковать без гарантий сбыта и государственных дотаций.