В Финляндии активизировались сторонники ультраправой идеологии
Они давно уже не довольствуются одними лишь кухонными разговорами, но активно выходят на улицы и требуют создания «белой Финляндии, где интересы финнов будут ставиться превыше всего». Особый пункт в идеологии финских неонацистов – крайняя русофобия, ибо русских они ненавидят столь же рьяно, как и понаехавших в Суоми мигрантов из третьего мира.
В своё время основной точкой сборки финских неонацистов было так называемое Северное движение сопротивления (NMR). Возникнув изначально в Швеции, эта ультраправая «грибница» вскоре проросла в соседних Финляндии, Дании и Норвегии. Их идеология во многом копирует ту, что была создана в гитлеровской Германии. «Сопротивленцы» грезят о создании скандинавского национал-социалистического государства. После многочисленных публичных скандалов, связанных с его деятельностью, финский филиал NMR был в 2020 году запрещён решением суда. Но члены местного «Движения сопротивления» перераспределились по другим финским неонацистским организациям, крупнейшая из которых называется «Воины Одина».
Минувшим летом финская Полиция безопасности (SuPo) сообщила, что местные поклонники ультраправых идеологий всё чаще используют для легализации клубы боевых искусств. Объединяясь под крышами таких клубов, неонацисты налаживают новые связи и вербуют новобранцев в ряды своих движений.
SuPo озвучивает и некоторые конкретные названия этих клубов: например, Active Club Finland, ранее организовывавший в округе Руовеси (провинция Пирканмаа на юго-западе страны) фестиваль боевых единоборств White Boy Summer Fest. Также в качестве рассадника нацистской идеологии были названы ультраправые клубы боевых искусств Tulenväki и Veren laki.
В этом году неонацисты (в том числе бывшие участники «Северного движения сопротивления») вновь провели в Хельсинки 6 декабря уже традиционное для себя факельное шествие – так называемый Марш 612, приуроченный к дню независимости Финляндии. Участники шествия прошлись до столичного кладбища Хиетаниеми, где захоронены, в частности, финны, участвовавшие в войнах с СССР. Ещё до его начала у мероприятия возникла даже ещё более скандальная, нежели обычно, аура – в связи с тем, что своё желание поучаствовать в нём выразили двое так называемых респектабельных политиков. Депутаты парламента Теему Кескисарья и Шейкки Лааксо (оба – члены партии «Истинные финны», входящей в правящую коалицию страны) сообщили, что не придут на приём в президентском дворце в честь дня независимости, а вместо этого примут участие в «Марше 612». Кескисарья ещё и выступил на этом мероприятии с речью.
До сих пор в Финляндии считалось, что на шествия ультраправых ходят только закоренелые маргиналы, которым наплевать на свою репутацию. В особенности худой славой пользуется именно «Марш 612». В позапрошлом году в ходе такого шествия неонаци сожгли российский флаг. Но это бы в глазах финского политикума и ладно – всё равно Россия на официальном уровне считается врагом. Но что гораздо хуже в глазах местных сторонников «толерантности», так это то, что на подобных акциях участники призывают к строительству «белой» Финляндии и выдворению из неё мигрантов – а это уже считается недопустимым.
Репутация «марша 612» настолько скверная, что премьер Петтери Орпо (Коалиционная партия) публично осудил выбор Кескисарьи и Лааксо. «Вероятно, к шествию присоединятся ультраправые участники. Я считаю любые экстремистские движения опасными и подрывающими стабильность Финляндии. Расцениваю решение депутатов от "Истинных финнов" как неуместное и неправильное», – подчеркнул Орпо. В свою очередь, министр иностранных дел Элина Валтонен (Коалиционная партия) назвала решение Кескисарьи и Лааксо «просто шокирующим». А министр образования и по совместительству председатель коалиционной Шведской народной партии (представляющей проживающее в Финляндии шведское меньшинство) Андерс Адлеркройц счёл эту выходку крайне неумной. «Движения, основанные на ультраправых идеях, не представляют тех принципов, которым привержено правительство», – сказал Адлеркройц.
«Истинные финны», в свою очередь, бросились на защиту своих однопартийцев. Эта крайне правая партия не так давно считалась в Финляндии почти маргинальной. Но времена меняются, и вот уже члены ИФ с гордостью сидят в Кабмине.
Министр торговли Вилле Тавио заявил, что участие депутатов в «Марше 612» не противоречит, мол, антирасистским позициям правительства. По мнению же председателя «Истинных финнов» Риикки Пурры, данное шествие является мероприятием, «подчеркивающим националистические и патриотические ценности». Сам Теему Кескисарья патетически заявил: «Независимость можно представлять себе в виде депутатов во фраках и вечерних платьях, пьющих пунш за счёт налогоплательщиков. Но независимость можно уважать и иначе – так, как это делает историк Теему Кескисарья, который трезвым идёт в спортивном костюме на кладбище Хиетаниеми, чтобы почтить память умерших соотечественников».
Между «Истинными финнами» и представителями другой парламентской партии, «Союзом левых сил», разгорелась примечательная перепалка в соцсетях. Финские левые напомнили: «"Марш 612" был изначально организован распущенной по решению суда неонацистской организацией "Движение сопротивления". Сейчас министр финансов Финляндии Риикка Пурра поддерживает этот марш». Ультраправые не остались в долгу – от их лица ответил спикер парламента Юсси Халла-ахо, известный националист и русофоб, ратующий за убийства российских солдат. «Корни "Союза левых сил" лежат в организованной в Москве Компартии Финляндии. Что из этого следует?», – многозначительно вопросил Халла-ахо.
Всего 6 декабря в Хельсинки прошли три крупных демонстрации: марш «Пробуждение Финляндии», факельное шествие «Марш 612» и акция финских левых «Хельсинки без нацистов». Как и ожидалось, не обошлось без массовых беспорядков – полиция задержала сорок два человека.
Самые серьёзные столкновения произошли на площади Тёёлёнтори, где участники акции «Хельсинки без нацистов», выступавшие с протестом против проведения «Марша 612», отказались повиноваться приказу полиции и покинуть место. По словам старшего комиссара полиции Патрика Карлссона, его коллегам пришлось применить силу, так как левые активно сопротивлялись, наносили удары руками и ногами. У одного из стражей порядка пытались отобрать оружие. «Если сравнивать с предыдущими годами, то в этом году было зафиксировано необычно сильное насильственное сопротивление», – признал Карлссон.
Военный эксперт, программный директор Академии политических наук, старший научный сотрудник Института Латинской Америки РАН Александр Степанов обращает особое внимание на то, что финские силовики с усердием «винтили» именно левых, но никак не неонацистов.
«Конная полиция и силы спецназначения в Хельсинки начали жёстко задерживать участников контрпротеста "Хельсинки без нацистов". Собравшиеся антифашисты выступили против факельного шествия "612" в столице Финляндии. Отпустив всех, кто поддерживает набирающий силы нацизм, власти Финляндии продемонстрировали приверженность курсу наращивания русофобии и придания ему системного характера. Украинизация Финляндии в действии», – констатирует Степанов.
Одновременно произошёл ещё один громкий инцидент схожего рода – участники праворадикальной организации «Сине-чёрное» пришли в столичную библиотеку «Ооди», где они намеревались презентовать свою «стратегию действий». Эту акцию с руководством учреждения они заранее не согласовали. Молодёжное крыло «Союза левых сил» решило помешать радикалам и сорвать её. Юные левые активисты ворвались в библиотеку с криками «Хельсинки без нацистов!» и «Ультраправые убивают!» Поскольку в здании находились полицейские, массовую драку удалось предотвратить.
Надо сказать, что финские неонацисты отнюдь не так уж безобидны, поскольку они морально готовы перейти от громогласных лозунгов к убийствам своих оппонентов. Так, в прошлом году были задержаны пятеро членов действующей с 2016 года группировки, готовивших взрыв в центре приема беженцев в населённом пункте Ниинисало.
Полиция установила, что радикалы, жившие в городе Канкаанпяа, «захватили или иным образом получили доступ к огнестрельному оружию, динамиту и удобрениям, содержащим нитрат аммония». Члены группировки усердно тренировались, обучаясь использованию оружия и изготовлению взрывчатых веществ. Троих из пяти подозревают в таких преступлениях, как «стрельба из огнестрельного оружия при отягчающих обстоятельствах», обучение подготовке теракта и «кража в целях совершения теракта». В ходе следственных действий в компьютере одного из обвиняемых обнаружили фотографии, на которых трое мужчин позируют с нацистским флагом. Во время допроса он заявил, что это был его «арт-проект».
Также в 2023-м был вынесен приговор четверым членам другой неонацистской группировки (из числа участников всё того же движения «Сине-чёрное»**), опять же обвиняемым в подготовке террористических актов. По данным финской прокуратуры, означенные лица в период с 2021-го по 2023 года занимались изготовлением полуавтоматического оружия для «расовой войны». Причём они привлекли в помощь к себе современные технологии – оружие «печаталось» посредством 3D-принтера. Самодельные пистолеты, которым присвоили название FGC-9 (fuck gun control), предполагалось использовать против «врагов» – в число которых неонацисты включили иммигрантов, этнические и религиозные меньшинства и антифашистов.
«Сине-чёрные» считали, что в интересах защиты «превосходства белого населения» применение насилия оправдано. Причём злоумышленники планировали не только убивать «врагов», но и намеревались устраивать нападения на гражданскую инфраструктуру, такую как электросети и железные дороги.
В итоге, главный подозреваемый Вильям Лаури Антеро Нюман был приговорён к трём годам и четырём месяцам тюремного заключения. Двое его молодых сообщников получили по одному году и девяти месяцам лишения свободы и семи месяцам условного заключения соответственно. Четвёртый фигурант дела, 66-летний мужчина, был приговорён к одному году и двум месяцам тюремного заключения.
Примечателен факт, что время от времени финская пропаганда делает попытки как-нибудь привязать местных неонацистов к России, создав в сознании обывателя связь между ними и Москвой. В частности, такая попытка была сделана в случае с вышеупомянутыми «сине-чёрными».
Один из них, 66-летний экстремист по кличке «Дедушка», переписываясь с 26-летним «коллегой» как-то упомянул, что ему, дескать, нравится Россия – и молодой «нацик» выразил с ним согласие. Оба, как оказалось, верят, что «Россия очистила Украину от негров». Несмотря на то, что это утверждение выглядит абсолютно по-идиотски, ничего удивительного в нём нет. Финская пресса рассказывает о российской СВО на Украине такие басни, что обзавидовался бы и Геббельс – а простодушные финны всему верят…
В любом случае, привязать финских наци к России им чрезвычайно трудно. Исследователь Томми Котонен из Университета Ювяскюля вынужден признать, что в среде неонацистов страны Суоми антироссийские взгляды встречаются гораздо чаще, чем пророссийские. А всё потому, что тамошние ультраправые выводят свой генезис из финского национализма первой половины XX века, для которого русофобия являлась главной «скрепой». Так, «иконой» для современных наци из Суоми является Элмо Кайла, создавший в 20-х гг прошлого века организацию «Братья по ненависти». Он всю жизнь пропагандировал ненависть к «рюсся» и требовал от своих единомышленников клясться в вечной ненависти к русским. По мнению Кайла, «рюсся» в силу их «расовых особенностей», следует отнести к «животным», не способным к «цивилизованному состоянию»…
Очень многие из зоологических финских русофобов в 1939-40-м, а позже и в 1941-44 гг подверглись отстрелу, а уцелевшие затаились и легли на дно. Но с 90-х в Суоми стартовал ренессанс националистических взглядов. Тогда началась кампания героизации «национальных героев, сражавшихся со зверем большевизма». Эти взгляды получили большое распространение – недаром в 2022 году смена Финляндией статуса нейтральной страны на практически официальное звание противника России прошла удивительно легко, без всяких возражений населения. Русофобия даёт возможность «нацикам» в Суоми легально проявлять ксенофобские настроения – ведь косые взгляды в сторону мигрантов, прибывших из Азии и Африки, осуждаются. А вот русских можно ненавидеть совершенно открыто. В принципе, из финских правых уже можно формировать нацбаты по украинскому образцу.