Одно из самых неприятных ощущений, когда ты чего-то не понимаешь, хотя считаешь себя достаточно умным. Например, смотришь фильм, читаешь книгу, и приходит вот это самое оно – либо автор несёт ахинею, либо ты просто ещё не дорос до произведения. Кто-то бросает не дочитав, кто-то пытается понять, заставляет себя дочитать.
Что же хотел сказать Станислав Лем, открыв своим читателям океан Соляриса? Поговаривают, что когда журналисты задавали Лему этот вопрос, писатель признался, что сам не понимает, что хотел сказать…
Да, чего я-то докопался до Соляриса с его океаном? Напомню, что мне, на 47-летие, подарили книгу. Фильм Тарковского я видел, и у меня остались вполне хорошие впечатления. Некая таинственность, что-то волшебное, в общем, дух советского детства и всё такое.
Однако, после прочтения книги, мне стали понятны многие вещи, которые в фильме Тарковского остались недосказанными. Кстати, конечно же, я, прочитав произведение, пересмотрел кино, которым Станислав Лем остался недоволен.
На мой взгляд, многие сцены в картине Тарковского необоснованно затянуты, постоянная нагнетаемая мрачность ни к чему хорошему не приводит. Хотя концовка, опять же на мой взгляд, гораздо лучше, чем в книге, где она кажется недодуманной и незаконченной.
Читая про Солярис в интернете, выяснил, что за 4 года до Тарковского, в 1968 году, в СССР уже выходила экранизация книги. В главных ролях – Василий Лановой, Владимир Этуш. Но её я пересмотрел после американской версии от 2002 года с Джорджем Клуни в главной роли. В соавторах сценария указан автор книги – Станислав Лем.
Несмотря на то, что америкосы перекроили сценарий, изменили имя главной героини, а Сарториуса превратили в негритянку, как же без них теперь, концовка фильма шикарна и весьма позитивна.
Кстати, негритянка таки присутствует в книге Лема, я думал, как её покажут в советском фильме 1968 года, и даже отчасти они это сделали. Не буду спойлерить, будет интерес – сами увидите. Мне понравилась игра актёров, было интересно видеть Этуша в образе психа-алкоголика, с его жестами из «Кавказской пленницы» и «Ивана Васильевича, меняющего профессию». Там попытались сюжет максимально приблизить к оригиналу, хотя «отходки» присутствуют.
И, как я думаю, океан Соляриса ещё не дочерпан современным кинематографом. Шедевр будет впереди. По сути, только современные инструменты смогут показать океан так, как его описывает в своей книге Лем. Ни в одной из вышедших экранизаций красота океана не раскрыта, не показана. Сейчас это вполне можно сделать.
Что же в сухом остатке? Американское кино можно посмотреть для души, с попкорном – оно само по себе, без особых отсылок к советскому кинематографу. Солярис Тарковского (1972 г.) можно посмотреть в дождливый день, пребывая в депрессии и потягивая слабоалкогольные напитки. Что до версии 1968-го, то это совсем на любителя и тех, кто хочет обладать полной информацией о Солярисе. При этом, конечно же, книга обязательна к прочтению во всех случаях, для, так сказать, полной картины.
На этом, думаю, с Солярисом пока всё.