Сомученик Христа

КОНТ 3 часов назад 79
Preview

У него было две жизни и два облика: первый мирской - одетый в дорогое платье, сытый, благополучный, когда был беззаботным двадцатилетним гулякой. И второй - в том же возрасте, но постаревший, неопрятный, в потрепанном монашеском рубище, с худым лицом, впавшими глазами, с кровоточащими ранами на ногах и руках, с порезом под ребром с правой стороны.

Он при жизни из богатого превратил себя в нищего, стал «святым» и заставил поверить в это всех верующих. Неверующих в те суровые времена не было.

Мальчик появился на свет в 1181 году в крошечном итальянском городке Ассизи в самом центре Италии. Его мать была француженкой из Прованса, отец - итальянцем, торговавшим шелком с Францией. Сына назвали Джованни ди Пьетро. Отец имел собственный дом, участок, слуг и безмерно радовался, что у него появился мальчик, в его семье было шесть дочерей. В честь Франции он добавил сыну еще одно имя - Франциск, по-простому - француз.

Назвать его сына красавцем было трудно - оттопыренные уши, широкий рот, высокий выступающий лоб. Но отца внешность сына не волновала. У него был наследник, значит, торговец, соправитель. Франциск с ранних лет понял, что он особенный, что единственный, которому все сходит с рук. Отец исполнял любые его прихоти, в кошельке у Франциска всегда звенело золото, и он любил кутить. Гуляка. Друзья его славили, восхищались им. Он чувствовал себя королем, повелителем.

В совершеннолетние решил себя испытать - с оружием в руках отправился к солдатам, участвовал в местных сражениях, но воин из него не получился. Он испытал плен, унижение, побои. Ни славы, ни признания. Пришло решение - надо измениться. Как?

После возвращения из военных сражений стал задумчивым. Странным. Это заметили отец и мать. С ним что-то случилось. Он не влюбился? Нет. Особой тяги к противоположному полу у него не замечали. Так что же с ним?

Он рассказал: перед глазами появилось «видение и откровение». Некий дух говорил, что ему надо быть ближе к Господним делам. Не стоит тратить себя на гульбища и празднества. Его предупредили? Да. Надо покорится… Вещие сны, видения во времена мрачного Средневековья - явление обычное и никого не удивляли. Основным учением у людей являлись прослушивание проповедей святых отцов, чтение священных книг, обучающими школами были монастыри, а учеными проповедниками - странствующие монахи-миссионеры.

Франциск по натуре не был жадным человеком, но оказался впечатлительным, мнительным и чрезмерно честолюбивым. Его просто изводила мысль, как бы выделиться, как стать таким, чтобы ему поклонялись, восхваляли. Он единственный! Люди на него должны молиться! Он менялся, превращал себя в скорбящего.

Однажды прошел мимо сидевшего нищего и ничего ему не подал. Тот крикнул вслед что-то обидное. Франциск остановился. Он не подал страждущему?! Развернулся и подбежал к нему. Нищий закрылся руками, боялся, что его будут бить. Случилось обратное - Франциск со слезами на глазах извинился перед ним и отсыпал горсть золотых монет! Нищему! Его приятели ничего не понимали. Это был не Франциск. Он стал другим.

В 1209 году Франциск во время одной проповеди услышал слова, с которыми Христос послал своих учеников проповедовать о наступлении «Царства Небесного»: «Не берите с собой ни золота, ни серебра, ни меди в пояса свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха…» Франциск воскликнул: «Вот что мне надо!» Он скинул с себя обувь, отбросил дорогие одежды, надел нищенское рубище и подпоясался веревкой. Так он превратил себя из кающегося грешника в проповедника бедности.

Он повенчался с бедностью. Никакая другая земная невеста ему была не нужна.

Позднее итальянский художник Джотто ди Бондоне (1266-1337) на стене Ассизского собора изобразит венчание святого Франциска с красивой, но худой женщиной в изорванном бедном одеянии. На нее дети замахивались палками, собаки лаяли, но с неба ее благословлял Христос - так аллегорически было отображено венчание Франциска с Бедностью. В дальнейшем тот же Джотто на другой картине показал важнейший эпизод из жизни святого Франциска - кровоточащие стигмы на его руках и ногах и под ребрами, в точности как у Иисуса Христа. Эта картина находится в парижском Лувре.

Как на самом деле появились стигматы на теле Франциска, никто не знает…

Но венчания с бедностью, кровоточащие стигматы… этого ему казалось мало. Как еще унизить себя? Он задумал превратиться в смертельного больного и отправился в приют для прокаженных, взял с собой денег, все раздал страждущим, долгое время жил среди них, обретал новый дух и новое житие. То, что было для него неприятным, теперь радовало, что было горьким, стало сладким.

Он страстно хотел, чтобы его считали первым нищим, чтобы его любили и воздавали ему почести, говорили бы, что он настоящий святой, бросил богатство, обеспеченную семью, унизил свое тело и возвысился духом.

В книге «Франциск Ассизский и католическая святость» русский диакон Алексий Бекорюков отмечал: «Не будучи знаком ни с какими заветами и наставлениями святых отцов древности, Франциск самовольно взял на себя подвиг юродства, намеренно облачаясь в лохмотья, выпрашивая объедки на пропитание себе, бродя по улицам в поисках камней для постройки церкви и провоцируя людей на унижение себя…»

Франциск стал проповедовать. Но мысли его были беспорядочные, пустые… Было больше жестов, чем слов. Он проповедовал своею фигурою, непрерывно двигался, прерывал рассуждения резкими жестами и кивками, плачем, смехом, мимическим кривлянием, ему не хватало слов. Знаний!

На Руси тоже были юродивые. Достаточно вспомнить Василия Блаженного (1462/1469—1557) в Москве, святого, которого канонизировали в 1588 году. Его мощи были перенесены в Покровский храм на Рву, ныне знаменитый храм Василия Блаженного. В народе говорили, что блаженный был чист душой и имел не только дар предвидения, но и изобличал пороки и воровство. В отличие от итальянского католика Франциска православный блаженный был нравственным наставником. Он изобличал порок. Франциск был другим человеком. Его юродство, самоунижение было целенаправленное, он готовил себя в святые, хотел стать вровень с Христом. И с этого пути никогда не сходил.

Он скитался в окрестностях Ассизи, питался объедками, подаяниями, собирал камни для починки церквей. Кое-как подправил часовню, соорудил рядом себе шалаш. Многим не нравилось такое его поведение, бывшие друзья считали его помешанным. Свихнулся парень. Но вот к его шалашу пришел один богатый горожанин по имени Бернард де Квинтавалле, который попросил разрешения присоединиться к его одиночеству. Бернард раздал имевшееся у него имущество бедным, хочет быть вместе с Франциском чистым нищим и святым.

Следом еще двое из богатых семей примкнули к ним. Стали нищими. Случайно? Нет. Слава об отрешенном Франциске, живущем на подаяние и скорбящем о страждущих, начала распространяться, появлялись «любопытствующие».

На вопрос, кто же они такие, как их называть, они отвечали: «Мы кающиеся грешники».

Число «кающихся» увеличивалось, надо было как-то оформлять это страждущее нищее братство.

Франциск отправился в Рим на встречу с папой. Папа был сытый и благополучный Иннокентий III. Он считался не только владыкой Италии, был владыка всего католического мира, наместник Бога на земле. И вдруг перед ним появляется босой, изможденный, в одном рубище страждущий, перевязанный веревкой, со стигматами, как у Христа, который от имени великого множества таких же обездоленных братьев просит организовать нечто похожее на орден монахов, может быть, францисканцев…

Папа проявил мудрость и понимание. Он знал, что нищенская бедность Иисуса Христа и апостолов, их страдания служили немым укором сытому и богатому духовенству. Папа убоялся молвы о нем как о грешнике и уступил Франциску. Он признал за ним права на бедное житье и принял его нищую братию на службу церкви. Только взял с Франциска клятву - строгого послушания папе и велел всем его последователям сделать тонзуру, после появления которой они становились клириками, то есть верными служителями католической церкви.

Так был создан орден францисканцев. Свалившиеся на голову Франциска заботы, связанные с управлением разросшимся нищим братством, были явно ему не под силу. Они его не интересовали. Он добился того, чего хотел, и желал уйти из Ассизи, думал побывать в Сирии, наведаться в Иерусалим, поклониться святым местам. Но новый папа Григорий IX внимательно следил за деятельностью недавно родившегося ордена монахов-францисканцев, требовал отчета, давал наставления…

В 1226 году Франциск тяжело заболел. Страдания его были велики, он мучился, его тело начало гнить, врачи оказались бессильны. Он скончался 4 октября того же года. Его похоронили в нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи в монастыре Сакро-Конвенто.

Спустя два года после его смерти папа римский Григорий IX канонизировал Франциска. Свершилось! Только после смерти бездомный отшельник, лишенный родства, бродячий создатель монашеского нищенствующего ордена своего имени Франциск превратился наконец в святого, в «сомученика Христа».

«100 великих удивительных людей», Михаил Николаевич Кубеев, 2019г.

Читать продолжение в источнике: КОНТ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'