
1965 год. Москва, затянутая в серый плащ предзимья, дышала тревогой. В коридорах Кремля, где запах лакированных туфель мешался с ароматом ковров, шептались: - Косыгин хочет всё изменить.... Новый председатель Совета министров, человек с лицом бухгалтера и железной волей, готовил операцию по спасению СССР. Или революцию, в зависимости от того, кто говорил.
Советский Союз когда-то потрясший мир полетом Гагарина, безнадежно отстал от Запада. 6-я пятилетка провалилась, СССР не избавился от военной экономики, хотя война давно закончилась. Не избавился от принудительного труда, нищенских зарплат и жизни, от бесконечной постройки ракет ради ракет.
Как и при Сталине, русские терпели и ходили в валенках, штурмуя автобусы с грустным лицом. А в США американцы ездили на личных автомобилях и танцевали рок-н-ролл в личных домах. Кукурузный король Хрущев пал жертвой Политбюро и на смену ему пришел Брежнев, мастер компромиссов с роскошной улыбкой.

В отличие от Хрущева он не хотел строить мировой коммунизм. Брежневу было достаточно Советского Союза, где народ живет хорошо сейчас, а не потом; где не работает из-под палки. Для этого он вернул Косыгина из опалы, сделав премьер-министром осенью 1964 года. И сейчас Алексей Косыгин представляет свою реформу на пленуме ЦК КПСС.
Суховатый Косыгин в строгом костюме вышел на трибуну: - Товарищи, - начал он, - война закончилась, а экономика живет как в годы войны. Но прибыль и достаток - не измена коммунизму, именно Ленин ввел НЭП. Люди должны зарабатывать и хорошо жить. Это - социализм! Косыгин не заметил, как сдвинулись брови Суслова, как Щелоков из Молдавской СССР сдержал усмешку.
Косыгин продолжал: Мы посмотрели, как живут союзники в социалистической Европе. В тени наших войск ГДР, Чехословакия и Венгрия тратят деньги не на оборонку, а на товары и услуги народного потребления. Товарищи, как это не горько, в этих странах, которые создали мы, живут лучше нас и делают товары лучше наших! Это надо изменить!

Даже Венгрия которую штурмовали наши танки, жила лучше освободителей. Лучше СССР.
Реформа Косыгина была дерзкой. Совнархозы закрыть, министерства открыть. Заводы получат самостоятельность. Разнарядка заменяется планом прибыли. Заработал больше плана, оставил себе - на премии и рост зарплат. Чтобы была еда, надо стимулировать колхозы рублем, а не пропагандой. Повысить закупочные цены и снизить подоходный налог на селе.
Чтобы народ был счастлив, суббота станет выходным днем, и каждый может строить дачу, на шести бесплатных сотках. Если мы даем народу деньги, он должен тратить. На Западе мы купим лицензии и начнем производить одежду, товары и автомобили высокого качества. Такими стали реформы Косыгина.
В итоге «восьмая пятилетка» 1966-1970 годов стала самой успешной, ее назвали золотой. Массовое производство товаров широкого потребления стимулировало граждан лучше работать и больше получать. Была построена сибирская нефтянка, "ВАЗ", заводы "Пепси-Кола" и т.д. Исчезло слово "дефицит", продуктов стало полно.

Но в кулуарах Кремля росло недовольство. "Косыгин играет с огнем. Он подменяет социализм капитализмом "- сказал Брежневу Щербицкий, глава Украинской ССР, затягиваясь "Казбеком". Генсек помолчал, а потом ответил: - "Есть три главных врага коммуниста - коммунистическое чванство, безграмотность и взятка. Ленин, 1921 год". Владимир, у нас много красивых слов. В войну народ спас большевиков, пора и большевикам что-то сделать для народа.
Но Пражская весна 1968-го стала холодным душем. - Долой монополию коммунистов , нужны разные партии! - кричали пражские студенты, сбрасывая бюсты Ленина. - Видите, к чему ведут ваши эксперименты? - гремел Суслов на закрытом заседании Политбюро. Косыгин молчал. Его реформы уже обрастали поправками: Госплану вернули контроль над финансами, секретарям горкомов над директорами заводов.

В 1975 году Косыгин предпринял второй этап реформ, но былой поддержки уже не было. Да и зачем? С бюджетом все хорошо, - цена на нефть взлетела вчетверо. Танкеры плыли на Запад, обратно плыла валюта. СССР прочно засел на сырьевой игле.
Косыгин требовал: Нефть упадет в цене! Инвестируйте валюту в заводы, а не закупку импортных товаров! Новые заводы строили, но товары народного потребления поступали медленно. Поэтому Госплан и закупал их на нефтяные рубли. Разочарованный Косыгин в 1976-ом пережил первый инсульт, затем 2 инфаркта.
В 1979-ом году его реформы добил Афганистан. - Война требует ресурсов, - заявил Устинов на заседании Политбюро, - реформы надо отложить. Косыгин, бледный, встал: - Афганистан, это ошибка… - но его перебил Брежнев: - Решение принято, товарищи!

Октябрь 1980-го. Косыгин подписывает прошение об отставке, Политбюро перестало поддерживать его. Преемником станет Николай Тихонов, в 75 лет. На прощание Брежнев, уже с трудом говорящий, обнял его:
- Ты честно служил Родине, Алексей.
- Леонид, 11-я пятилетка провалится, СССР нужны реформы, иначе...
- Мы многое изменили с тобой, мы не боги. Товарищи после нас продолжат их - ответил Брежнев. - Отдыхай.
Через 2 месяца Косыгина не станет. Попытка Тихонова продолжить реформы, провалится, - Афган будет забирать валюту, а Горбачев заменит старика на молодого Рыжкова в 1985 году. Рыжков окажется некомпетентным для кресла премьер-министра СССР, экономика развалится.
"Если бы косыгинские реформы удались, – скажет в 1995 году глава КНР Дэн Сяопин, – Китай, возможно, снова бы учился у СССР.
по материалам https://dzen.ru/a/Z-LD6c9rfUQvmjlt