Кризис в строительстве повлек за собой сокращение перевозок и увольнения работников, в том числе в железнодорожной отрасли

На фоне ухода из России компании Siemens Mobility появились сообщения об увольнених на железнодорожных предприятиях. Это было ожидаемо с учетом ситуации в строительстве, где увольнения идут уже не первый день.
Глава кадрового агентства RU HUNTERS в Екатеринбурге Евгения Рушенцева в беседе с корреспондентом «Свободной Прессы» это подтвердила: да, действительно, железная дорога сокращает людей.
«СП»: Где именно проходят сокращения?
— У нас в Свердловской области.
«СП»: Сильно сокращают?
— Представьте, в отделе было 22 человека, из них сократили 11. Причем, четверо сокращенных уже приходили ко мне в поисках новой работы.
«СП»: Это случилось внезапно?
— Началось с сокращения выплат (убрали все премии), потом пошли сокращать людей.
«СП»: Где особенно сильные сокращения?
— По моим данным, в подразделениях логистики.
«СП»: Значит, аукнулся кризис в строительной сфере, который идет уже много месяцев?
— Стройка — показатель общего состояния экономики. Если стройка встает, готовьтесь к беде. Затрагивается много бизнес-процессов. В том числе отражается на системе РЖД. Сильно падают объемы перевозок строительных материалов.
«СП»: Что дальше?
— Дальше заводы. Производственники ставят процессы на «стоп». Бетон, ЖБИ, гранит, металлоконструкции, инструменты становятся не нужны в прежних объемах. Основным потребителем была стройка. В экономике начинаются банкротства.
По данным телеграмм-канала Vgudok по итогам марта объемы погрузки упали на железной дороге на 7,2%. Основные потери в первом квартале связаны с перевозками строительных грузов (-23,5%), каменного угля (-5,5%) и чёрных металлов (-21,9%).
Первые признаки грядущего кризиса стали заметны еще перед Новым годом. В частности, сотрудники завода «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме (предприятие за год до этого посещал президент Владимир Путин) сообщили о массовых сокращениях, вызванных снижением объема заказов от «Российских железных дорог».
Пресс-служба завода информировала, что в 2025 году увольнений не планируется, но и новые кадры набирать не будут.
В апреле компания Siemens Mobility продала долю в «Уральских локомотивах». Это был последний актив немецкого концерна в России. Стоит напомнить, Siemens работала в России с 1852 года.
В группе «В РЖД» в соцсети «ВКонтакте» появляются тревожные сообщения. В частности, анонимный пост от 17 марта гласит: «Работаю на Северо-Кавказской железной дороге, станция находится в Ростове-на-Дону.
После всех оптимизаций и сокращений внеплановых выполняем несколько задач сразу, вагоны списываем, документы относим и этим занимается составитель поездов. За все дополнительные задачи ни рубля не доплачивают. Отработав 250 часов, человек получил 82 тысячи рублей. Из-за всех сокращений ночью не закрывают простой, поэтому показатели выполняются 2/3. Тупо из-за того, что ночью нет конторы. Как думаете, стоит звонить/писать в Москву?".
В комментариях Сергей Дашуков делится личным опытом: «Я составитель 7 разряда внеклассной станции, с учётом последней индексации мой час стоит 196,41. Умножаем на 176 часов плюс ночные 4500 грубо, плюс вредность, плюс зоналка 83 процента. Без премии выходит 60000. А премия как лотерея — очень сложно получить».
Интересным «ноу хау» поделился в комментариях Александр Торшин: «Нет смысла звонить в Москву. Ничего не сделают. Дадут отписку очередную. Могу предложить написать ДЦСу заявление на портале с просьбой обеспечить соблюдение нормативного графика работы (это тот, в котором вы расписываетесь и ознакамливаетесь на сервисном портале). Тогда они на контакт идут охотнее.
У нас на станции была ситуация: если есть сверхурочная работа, то по разным причинам нет премии. Если нет сверхурочной работы, то премия была по 10−12 тыс. Вроде, пашешь весь месяц, а зарплата та же.
Мы написали заявление с просьбой установить режим работы в 36 часов (это на станциях 1го класса и внеклассных, так положено), так сразу приехала зам ДЦС по кадрам — и вопрос решили. Теперь у нас всегда большая премия".
Сергей Смирнов возмущен: «А смысл тогда там работать? Смысл себя унижать и держаться за эту работу? Смысл делать то, что по сути вы не должны делать? У вас нет этого в должностных обязанностях! Или не предусмотрено! А если и предусмотрено, то физически это сверхработа! Идите в правком, желательно вместе, коллективом, идите в трудовую инспекцию! Объясните ситуацию, что работодатель негласно обязывает проделывать бесплатно допработу, заставляет нарушать. Будете молчать, будете позволять на себе ездить — так и будет всегда!».
Объемы перевозок падают везде
Как оказалось, масштабы перевозок упали не только на железной дороге. У автоперевозчиков потери еще больше. По итогам 2024 года каждый пятый российский автоперевозчик прекратил работу, а оставшиеся массово жалуются на низкие тарифы при растущих затратах.
Участники рынка говорят, что тарифы автоперевозок упали до 40−50 рублей за километр. Но окупаемость такого бизнеса начинается при цене от 100 рублей. Неудивительно, что на складах лизинговых компаний теперь простаивают десятки тысяч единиц техники.
Начинается кадровая оптимизация
В конце февраля появилась информация о грядущей оптимизации в системе «Российских железных дорог» по всей стране. Что интересно, рабочих не хватает. Железной дороге по-прежнему нужны машинисты, маневровые диспетчеры, дежурные по станции, электромеханики, проводники. На ресурсах РЖД в сети вакансий много вакансий.
В то же время глава РЖД Олег Белозеров разослал телеграмму с параметрами грядущей «оптимизации штатной численности подразделений аппарата управления, структурных подразделений, органов управления филиалов ОАО „РЖД“ и органов управления их региональных дирекций (центров)».
На первом этапе исключили «длительные вакансии» (сроком свыше шести месяцев). Сейчас идет второй этап — пересматривают положения о дополнительном премировании и прочих мотивационных выплатах. Цель — снизить соответствующие расходы на 50% в сравнении с затратами 2024 года.
А с 1 мая приостановят порядки использования лимита начальников железных дорог по фонду оплаты труда для поощрения работников структурных подразделений филиалов ОАО «РЖД».
Ожидаются массовые банкротства в промышленности
Эксперты «СП» на Урале сохраняют спокойствие — мол, в целом экономика под контролем, обвального падения не ожидается. Но еще в январе «Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования» прогнозировал волну банкротств уже, возможно, во II квартале, который вообще-то уже идет.
У более чем 20% предприятий обрабатывающей промышленности нагрузка процентных платежей на прибыль в конце 2024 года была на рискованном уровне — превышала 2/3 от доналоговой прибыли (EBIT). Год назад доля была вдвое меньше. В особенно рискованном положении оказалось транспортное машиностроение.
Герман Галкин
Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС