
"Ущелье", The Gorge, 2025, США и др.
Каков, однако, хитрец, этот режиссёр Скотт Дерриксон!
Пока мы с вами думали, что он усердно мастерит продолжение своего хита-ужастика "Чёрный телефон", Дерриксон на самом деле... Ага, уже почти его доделал. А мимоходом, как бы невзначай, снял для Apple TV+ вот этот неожиданный боевик. С бюджетом побольше, чем у "чёрно-телефонного" (сумма не озвучена), да ещё с поэтической лирикой в нагрузку.
Ладно, мистер, показывайте, раз уж принесли.
- А где твой пулемёт, Пастухов?
- Я тут его, Василий Иванович, у речки спрятал. Нарочно, у самого бережку. © "Чапаев"

К счастью, эта фантастическая история Скотта не такая унылая и слезливая, как его ремейк "Дня, когда Земля остановилась". Мужик явно набрался опыта в "Докторе Стрэндже" и теперь умеет снимать зрелищные, нескучные фильмы. Даже те, чей сюжет почти не выходит за границы небольшого (но глубокого) ущелья в горах, с малым числом действующих лиц.
Как и положено в боевике с прослойкой лирики, авторы "Ущелья" тоже часто убивают здравый смысл ради красоты и поэтичности ряда сцен. И герои у них не обычные "твердолобики" для трюкачества, а мальчик и девочка с непростыми судьбами, целыми букетами чувств и богатым внутренним миром. Даром что оба - вольнонаёмные снайперы, убивавшие белку в глаз много-много раз. И не только белку, но и цели с глазами побольше. Как правило, двуногих особей своего вида, что напрашивались на свинцовую оплеуху калибра 7,62 и выше.
Короче, знакомьтесь: Ливай и Драса (М. Теллер и Аня Тейлор-Джой); один из Штатов, другая из Литвы.

Плох тот фантастический туман, в котором не водятся свои ёжики и лошадки.
Причина, что свела вместе наши два огнестрельных одиночества, проста.
Им предложили хорошо оплачиваемую работу - они согласились. Радуясь тому, что сегодня им не надо ползать по кустам, охотясь за очередным криминальным боссом или террористом.
Наоборот, каждому наёмнику давалась в распоряжение, считай, своя крепость. С башней и оборонительным рубежом. Где требовалось следить за минным заграждением, самонаводящимися пулеметами и системой маскировки. Возможно, - иногда самому выстрелить раз-другой из винтовки по целям. А также регулярно докладывать по рации в "центр" об обстановке.

И так в течение года, пока контракт не закончится.
По каким именно целям было приказано стрелять Ливаю и Драсе?
Да по любым, что вылезут наверх по отвесным склонам туманного ущелья глубиной 0,5 км. Расположенного... где-то в горах на севере северного полушария. Других координат нет, ибо секретность, а наёмников туда доставили под наркозом.
На вершинах обоих склонов стояло по цитадели. В западной хозяйничал Ливай, в восточной Драса. А под туманом скрывались...
Нет, спойлеров, а тем паче жирных, не будет, и не мечтайте.
Да полноте. Шутить про очаровательные глазки Ани Тейлор-Джой и разорванные ею пополам бинокли уже не модно.
Однако, когда персонажи волею судеб добрались до места и приступили к работе, тут-то и началась в фильме битва... прежде всего со здравым смыслом.

Странно, но каждая из цитаделей обслуживалась всего одним человеком. Которому надо было не только следить за подступами и вооружением, но и готовить себе еду, и банально отдыхать. Причем доклады он посылал не так уж часто.
А если с ним случится что-то критическое?
Говорите, соратник с другого берега на подмогу придёт? Но как? Цитадели между собой ничем не соединены. Хуже того, вахтовикам запрещалось даже... общаться друг с другом!
Последнее ограничение не лезет вообще ни в какие сценарные ворота.
Ребята хоть из разных стран, но делают ведь общее дело. Важное и опасное. Которое в любой момент может потребовать от обоих координации их действий... а у них даже карманных передатчиков для этого нет. И орать не получится - далековато.
Вот низ-зя, и всё, хоть в лепешку расплющись!
Только разве Ливая и Драсу это табу остановит?
И не говорите, тётушка Сигурни. А уж мы-то как удивились вашему присутствию здесь!

Впрочем, для чего Дерриксон и его сценарист Дин сломали здесь об колено логику, очевидно.
Для того, чтобы установление лирического контакта между героями было сложным и драматичным. Без слов, посредством больших листов бумаги/пластика и толстого маркера. А затем Ливай начнёт думать-гадать, как ему нарушить Устав еще сильнее. То есть перепрыгнуть через пропасть к новой подруге, благо она была не против... Ну, по крайней мере, "NO!!!" она ему фломастером полуметровыми буквами не писала.
Короче, минут 40 этого 127-минутного фильма герои потратят на преодоление глупейших трудностей, искусственно созданных самими авторами.
Ладно хоть, когда дойдёт черёд до разоблачения главтайны, "Ущелье" наконец-то развернётся в добротный боевик. Шустрый, разнообразный, без лишних сантиментов и с хоррор-нежданчиками. После чего посиделки в цитаделях под музыку и самогонку для Ливая и Драсы закончатся. И им придётся трясти своей физкультурно-снайперской подготовкой уже без остановок до самого конца.

Разве что все разгадки в нём будут не особо сногсшибательными, но это терпимо. Зато в остальном "сногсшибать" героев будут много и часто - только успевай подниматься и магазины перезаряжать.
Минутка клюквы. Фанаты Nirvana, завидуйте: у вас такого редчайшего винилового издания альбома "Nevermind", как у литовской Драсы в коллекциях нет.

В общем, экстравагантная и красивая лирика - пусть с надуманными преградами, - в первой части фильма компенсирована отлично снятой, второй его боевиковой частью. Теллер и Тейлор-Джой тоже сложились в довольно обаятельный дуэт, которому интересно сопереживать. Тем более Майлза мы не видели на экране со времен "Топ Ган: Мэверик"; Аня пока так надолго не пропадает.
Иными словами, эта горно-боевая хоррор-фантастика выдалась явно удачнее прошлогодних "Хищных земель". Вдобавок сюжет в "Ущелье" закончен и амбициозных планов на сиквел оно не питает, что тоже плюсик в его копилку.
Смотрите - и да не разочарованы будете!
https://dzen.ru/a/Z7LoO7rzZWv4jAnV