
Не успели мы порадоваться тому, что для миллионов въехавших в страну мигрантов ввели в ряде регионов хоть какие-то ограничения на виды деятельности, как "маятник качнулся в обратную сторону". В нескольких регионах ограничения где приостановили, а где и вовсе от них отказались.
То, что ограничения для мигрантов по разным видам деятельности назрели давно, убеждать никого не надо. Намучившись с не знающими русского языка и города таксистами, водителями автобусов с весьма подозрительными правами, грязнулями с букетом болезней и купленными медкнижками в общепите, люди требуют чётко оговорить перечень профессий, куда мигрантам вход заказан. Так что власти просто вынуждены были учитывать эти настроения. Что же произошло теперь?
Шаг вперёд – два шага назад
Как относятся наши сограждане к ограничениям в отношении "ценных специалистов", видно по комментариям в соцсетях:
Ночью была метель. Город не чистят, кое-где прочищено трактором, ни одного с лопатами. Где все работящие и непьющие? Урюком торгуют.
Все мигранты сидят в шавермах, пекут лепёшки, сидят на рынках, заполонили такси, на которых теперь опасно ездить, а также общественный транспорт, занимаются наркотой, грабежами, а на стройках их нет.
Рынки и шаурма экономику не поднимают, а со стройки они через месяц сбегают. Нужен закон: разорвал договор – высылать обратно.
То есть сплошь и рядом мигранты, купив патент и отработав пару месяцев (а то и меньше) на стройке, исчезают, растворяясь в бескрайних просторах России, и занимаются непонятно чем. Хорошо ещё, если шаурмой торгуют, а не наркотиками.
Поскольку чётких критериев того, чем могут заниматься мигранты, а чем нет, на федеральном уровне так и не ввели, сегодня каждый регион сам выбирает свой путь. И если в Башкирии рады иностранной рабочей силе, то в Калининградской области – самый обширный перечень запретов на определённые виды деятельности для гастарбайтеров: мигрантам запрещено работать на производстве хлеба, детского питания и хлебобулочных полуфабрикатов, нельзя трудиться в сфере обработки данных и предоставления услуг по размещению информации и подбору персонала.
Не отстают и другие регионы. Так, в Магаданской, Челябинской, Калужской и Тюменской областях мигрантам запрещено работать водителями такси и общественного транспорта. В Тульской области помимо запрета работать в сфере пассажирских перевозок и такси иностранцев не трудоустраивают в общепит и точки продажи алкоголя и табака. А в Курганской пошли ещё дальше, запретив мигрантам работать на производстве детского питания, в образовательных учреждениях и гостиницах.
В Пермском крае даже имеющим патенты мигрантам запретили работать в девяти сферах, включая предприятия по добыче нефти или производству нефтепродуктов, перевозку опасных грузов, перевозку пассажиров на такси и автобусах междугородних и пригородных маршрутов. Также запрещено заниматься розничной торговлей в неспециализированных магазинах, а в специализированных магазинах – торговать напитками или табачными изделиями.

Чётких критериев того, чем могут заниматься мигранты, а чем нет, на федеральном уровне так и не ввели, сегодня каждый регион сам выбирает свой путь. Фото: Alexei Belkin/Globallookpress
В Оренбургской области мигрантам запретили работать в аптеках, розничной торговле в нестационарных торговых объектах, а также вне магазинов, палаток, рынков. И ввели квоты на их привлечение в строительство (не более 80%) и лесное хозяйство (не более 50%).
В Санкт-Петербурге губернатор принял решения о запрете для мигрантов работать в такси и компаниях по аренде авто с водителем. Но пока до конца этого года.
А в Крыму вообще запретили мигрантам работать где-либо, кроме стройки и туризма.
Люди это знали и поддерживали, а потому страсти потихоньку улеглись, и мы поверили, что "процесс пошёл". А теперь зря, выходит, успокоились?
"Кадров не хватило"?
Однако, как видно, ни влияния мигрантских диаспор, нередко являющихся в регионах "параллельной властью", ни всесильного промигрантского лобби во власти никто не отменял. И вот в ряде регионов решили отыграть "как было". Как прокомментировал это для "Царьграда" член СПЧ при президенте Кирилл Кабанов:
Когда были введены первые ограничения для мигрантов по видам деятельности, ряд регионов "хайпанул" – присоединились, а теперь сдают назад под нажимом заинтересованного бизнеса и промигрантского лобби. А всё потому, что заблокировали нормальный подход – создание условий для привлечения собственных кадров. Так и не ввели налог бизнесу за привлечение мигрантов, не обязали его предоставлять и мигрантам тоже социальный пакет, тем самым сделав наём мигрантов не таким выгодным.
Например, в феврале в Хабаровске был введён запрет работать в сфере общественного транспорта мигрантам, трудящимся по патентам. Но тут включился местный Минтранс, заявивший о дефиците водителей. И вот уже власти обсуждают возможность разрешить мигрантам возить людей по регулярным маршрутам.
В Краснодарском крае власти отложили до 20 декабря 2025 года введение запрета на привлечение мигрантов в сферу строительства социальных объектов. Во что это выльется – скоро узнаем.

Насколько далеко может зайти процесс "возвращения к прошлому" через отмену ограничений – сказать сложно. Фото: Zamir Usmanov/Globallookpress
"Светофор" в помощь
Россию пора отучать от малопочтенной роли проходного двора, настаивают эксперты. Так, депутат Госдумы Михаил Матвеев разумно предлагает отсеивать мигрантов по принципу "светофора":
Все страны исхода необходимо разделить на красную, жёлтую и зелёную зоны по количеству преступлений, совершаемых выходцами из этих стран. Целевой набор возможно применять к тем, кто прибывает из "зелёных" стран. Но этот вопрос нашими коммерсантами как-то не рассматривается.
К сожалению, не рассматривается он и властями, причём и региональными тоже. Действовать пытаются реактивно: много мигрантов и народ требует – вводят ограничения, не хватает работников в какой-то сфере – отменить ограничения и новых мигрантов завезти.
Подобная политика не просто плодит нелегалов (ибо на стройки идут лишь 18% мигрантов, остальные уходят в другие сферы), но и в буквальном смысле стопорит в России технический прогресс. Ибо зачем закупать технику и средства механизации, внедрять более прогрессивные технологии, когда проще нанять толпу с лопатами, да ещё по "серой" схеме, чтобы соцотчисления и налоги не платить. Как совершенно справедливо замечает профессор кафедры управления персоналом и психологии Финансового университета при правительстве России Александр Сафонов:
Массовое использование дешёвой рабочей силы никогда не приведёт к развитию высокотехнологичного производства. Если людей на производстве будет меньше – больше будет высоких технологий, и промышленность будет двигаться вперёд.
Насколько далеко может зайти процесс "возвращения к прошлому" через отмену ограничений – сказать сложно. Ведь вокруг завоза миллионов мигрантов кормятся не только местные диаспоры, не только наживающиеся на мигрантах вороватые бизнесмены, но и огромное число коррупционеров всех мастей. А потому бесспорно одно – даже самые робкие попытки что-то наладить в миграционной политике будут встречать самое яростное сопротивление, а то и саботаж под любым предлогом.
Что с того
А ведь если разобраться, то всем давно ясно, что надо делать. Только целевой набор (на заводы и стройки) вместо пресловутых патентов. Никакого привоза семей. Максимальный контроль за каждым. МВД вообще предлагает ввести для нелегальных мигрантов режим "контролируемого пребывания": лица из этой категории не должны получать водительские удостоверения и водить транспортные средства, их предлагают лишить возможности переводить деньги, запретить им регистрировать недвижимость и брак. Соответствующие законодательные инициативы уже выдвинуты, но, что понятно, не приняты. Поэтому пока МВД делает, что может: вышел приказ, согласно которому в течение двух месяцев после получения патента мигрант обязан уведомлять ведомство о приёме на работу, а иначе… Вот только как бы и здесь не решили "отыграть назад".
https://tsargrad.tv/articles/tihij-migracionnyj-sabotazh-kto-kuda-i-zachem-vozvrashhaet-gastarbajterov-v-regionah_1323484