(Статья написана 21 января 2017 года, после инаугурации Д.Трампа на первый срок. Но только сейчас Д.Трамп победил противников своих революционных исторических целей.)
20 января. США. Белый Дом. Инаугурация Трампа. Речь нового президента.
Что главное в этой речи для самих США, для России и остального мира?
Главное – Трамп поворачивает США к окончательному разрыву с англосаксонской республиканской традицией государственных, политических, общественных отношений. Той традицией, которая после Гражданской войны 1861-65 годов, после президента Линкольна и создала США такими, какими они предстают сейчас. Традицией выстраивания политической демократии национального среднего класса, национального демократического политического самоуправления и господства индустриальных капиталистических интересов. Эта традиция стала приходить в упадок после поражения США во Вьетнаме, что было лишь проявлением поражения национальной американской республики в холодной войне с Советской Россией. Кризис этой традиции привёл к следующему. Рейган был ярым приверженцем этой традиции, но для выхода из кризиса данной традиции смог опереться лишь на либеральных идеологов неоконов, которые её, по сути, отрицали. Что и доказали прошедшие десятилетия.
Трамп, взывая к уничтожаемому неоконами англосаксонскому среднему классу, к демократическим, индустриальным интересам этого класса ради возвращения в США производства воинственно, уже открыто разрывает с этой традицией, начинает выстраивать в США императорскую военно-бюрократическую систему государственной власти. Он становится в истории США тем, кем в истории Древнего Рима был Юлий Цезарь. Ибо Цезарь именно в таких же обстоятельствах и таким же образом принялся отрицать республиканские государственные отношения Древнего Рима, чтобы начать создавать новую, императорскую военно-бюрократическую государственную власть.
В инаугурационной речи Трамп подтвердил, несмотря на богатство и тесные связи с представителями элиты, он не человек системы, которая существует сейчас в США, не человек элиты, которая сложилась в США после президента Рейгана. И больше того, он продолжит бескомпромиссно бороться с этой системой и этой элитой, то есть впервые в современной истории страны выполнит все пункты своих предвыборных обещаний. Иначе говоря, он человек идеи, которая отрицает господствующую идеологию неоконов, не приемлет с ней никаких компромиссов. И в этом он тоже повторяет путь Цезаря.
Мало кто понимает, почему и зачем Римскую республику заменила империя. Господствует представление, империя позволяет производить завоевания и подчинять имперскому управлению завоёванные территории. Мол, империя – инструмент экспансии. Это не так. Вернее, всё наоборот. Империя создавалась Цезарем для завершения эпохи экспансии республики, для налаживания управления там, где можно было завоевания удержать. Ибо завоевания в условиях республиканских государственных отношений вели к хаосу в самом Риме.
Нынешняя система США, её элита созданы либералами неоконами. Борьба за глобальное господство ради «конца истории», ликвидации независимости государств, обществ, формирование единого глобального рынка под руководством финансовой и спекулятивно-коммерческой олигархии с центром власти в США - вот смысл существования США, который задали либеральные неоконы с конца 70-х годов 20-го века. Часто их план, даже в их среде стали называть планом создания первой в мировой истории глобальной империи. Но этот план надорвал США, привёл к упадку производства, к стремительному росту госдолга, из-за него страну захлестнули волны мигрантов с третьего мира, и в США повсюду ощутили приближение хаоса. Реакцией на это ощущение, на рост тревоги у белых представителей среднего класса и стало избрание Трампа президентом вопреки системе, вопреки элите.
Трамп перешёл Рубикон. Завоевал власть при яром сопротивлении элит неоконов, их многочисленных сторонников, в условиях угроз начала гражданской войны.
Уже первые назначения на высшие руководящие должности он проводит вопреки мнениям функционеров обеих партий, разрушая все прежние традиции, меняя своей волей законы, пренебрегая Конституцией. На главные должности назначает бывших военных, крупных предпринимателей, членов своей семьи и представителей лично преданного окружения. Тем самым обнажая глубокий идейно-политический кризис обеих партий, окончательную агонию традиции республиканского государства.
Трамп создаёт имперское военно-бюрократическое государственное управление, создаёт новую систему, которая только и в состоянии удержать от хаоса США, спасти его лично. Для этого и отказывается, решительно отказывается от глобальной экспансии. У него нет выбора, как и у США. Трамп будет выстраивать имперское государство, способное восстановить промышленное производство, необходимое не для экспансии, не для глобального управления, а для возрождения военной мощи, которая позволит императорской власти проецировать её на регионы мира, где у неё появляются жизненные интересы. Эпоха экспансии США закончилась. Начинается эпоха американской империи.