В мире существуют суда, которые не похожи ни на какие другие. Среди них особенно выделяется Ramform Titan. Это специализированный корабль для морской сейсмической разведки. Его главная задача — помогать находить нефть и газ под толщей океанского дна, для чего он оснащён уникальными технологиями.
Первое, что поражает в этом судне, — его необычная треугольная форма с очень широкой кормой, достигающей в размере 70 метров. Такой дизайн — не просто инженерная причуда, а тщательно продуманное решение. Широкий корпус обеспечивает кораблю исключительную устойчивость даже в штормовых условиях, а также сводит к минимуму вибрации и шумы, которые могли бы помешать работе чувствительного акустического оборудования.

Ramform Titan в 2020 году
Интересно, что идея такой конструкции пришла из военной сферы. Построенный по этой схеме норвежский разведывательный корабль Marjata, который российские моряки прозвали «Машкой», ещё в 1995 году доказал эффективность треугольного корпуса для гидроакустических исследований. Компания Petroleum Geo-Services (PGS) адаптировала эту концепцию для гражданских задач, и в 2013 году на воду был спущен первый Ramform Titan. Он фактически открыл новую эру в морской сейсморазведке.

Ramform Titan, вид сверху
Принцип работы этого судна не менее интересен, чем его внешний вид. Ramform Titan использует передовую технологию GeoStreamer, позволяющую создавать детальные 3D-карты морского дна. По сути, корабль выступает в роли мощного буксира, который тянет за собой целую сеть сейсмических датчиков, покрывающую площадь более 12 квадратных километров — это сопоставимо с 1500 футбольными полями. На борту размещены 24 барабана с так называемыми «сейсмическими косами» — специальными кабелями, оснащёнными высокочувствительными датчиками. Процесс разведки требует особой осторожности. Судно движется со скоростью не более 4,5 узлов, чтобы избежать запутывания оборудования. Радиус поворота же может составить несколько километров из-за огромной массы буксируемых датчиков, достигающей 220 тонн.

«Сейсмические косы» на борту Ramform Titan
Мощь Ramform Titan впечатляет не меньше, чем его возможности. При длине 104,2 метра и водоизмещении 20637 тонн корабль оснащён гибридной энергетической установкой, включающей три электродвигателя мощностью по 6000 кВт каждый и шесть дизель-генераторов. Это позволяет ему развивать скорость до 16 узлов при свободном ходе. Во время проведения исследований Ramform Titan движется гораздо медленнее. Автономность достигает 120 суток, а интервалы между доковыми обслуживаниями увеличены до 7,5 лет, что делает эксплуатацию судна крайне эффективной.

Ramform Titan, вид спереди
Несмотря на то, что Ramform Titan — это прежде всего рабочая платформа, условия для экипажа здесь продуманы до мелочей. На борту могут разместиться до 80 человек, для которых предусмотрены не только комфортабельные каюты, но и зоны отдыха, включая тренажерный зал, бассейн, сауну и даже баскетбольную площадку. Такие удобства — не роскошь, а необходимость. Ведь судно способно работать в любых широтах — от тропиков до арктических вод, а его экипажу подолгу приходится находиться в море.
Эксперты уверены, что Ramform Titan и подобные ему суда останутся актуальными как минимум четверть века. Их уникальная конструкция, высокая точность исследований и экономическая эффективность делают эти корабли незаменимыми инструментами в поиске новых месторождений нефти и газа. В мире, где энергоресурсы играют ключевую роль, такие корабли — не просто плавучие лаборатории, а настоящие первопроходцы в освоении морских глубин, открывающие человечеству доступ к ранее недосягаемым запасам полезных ископаемых.

Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»