
Для начала, давайте прочтëм с вами Евангелие от Матфея, начиная с 21-го стиха 26-й главы - и до 7-го стиха 28-й главы.
В квадратных скобочках даны краткие вставки-пояснения от меня лично...
******************
21) И когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.
22) Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?
23) Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня;
24) Впрочем, Сын Человеческий идёт, как писано о Нём, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предаëтся: лучше было бы этому человеку не родиться.
25) При сëм и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал [такая форма согласия на Востоке].
26) И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил [то есть разделил - хлеб в странах Востока обычно пекут в форме лепëшек, типа лавашей; его не режут, а разделяют руками] и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Моё.
27) И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все,
28) Ибо сие есть Кровь Моя лента Нового Завета [то есть Нового Закона, или Кодекса, Соглашения - между Богом и людьми], за многих изливаемая во оставление грехов.
[То есть, Иисус символически принëс себя в жертву]
29) Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.
30) И, воспев, пошли на гору Елеонскую.
31) Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада;
32) По воскресении же Моём предварю [после воскресения Моего встречу] вас в Галилее.
33) Пётр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь.
34) Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоëт петух, трижды отречëшься от Меня.
35) Говорит Ему Пëтр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя.
Подобное говорили и все ученики.
36) Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там.
37) И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать.
38) Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною.
39) И, отойдя немного, пал на лице Своё, молился и говорил: Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты.

40) И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?
41) Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.
42) Ещё, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя.
43) И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели.
44) И, оставив их, отошёл опять и помолился в третий раз, сказав то же слово.
45) Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё ещё спите и почиваете? Вот, приблизился час, и Сын Человеческий предаëтся в руки грешников;
46) Встаньте, пойдём: вот, приблизился предающий Меня.
47) И, когда ещё говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришёл, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных.
48) Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его.
49) И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! [такая форма приветствия] И поцеловал Его.

50) Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришёл?
Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его.
51) И вот, один из бывших с Иисусом, простëрши руку, извлëк меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсëк ему ухо.
52) Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все взявшие меч, мечом погибнут;
53) Или думаешь что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более нежели двенадцать легионов Ангелов?
54) Как же сбудутся Писания, что так должно быть?
55) В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в Храме, и вы не брали Меня.
56) Сие же всё было, да сбудутся писания пророков.
Тогда все ученики, оставив Его, бежали.
57) А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины.
58) Пётр же следовал за Ним издали, до двора первосвященникова; и, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец.
59) Первосвященники и старейшины и весь синедрион, искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти,
60) И не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли.
Но наконец пришли два лжесвидетеля
61) И сказали: Он говорил: могу разрушить Храм Божий и в три дня создать его.
62) И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? Что они против Тебя свидетельствуют?
63) Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?
[То есть, первосвященник потребовал под клятвой ответить на конкретный вопрос: признаëт ли Иисус себя Мессией и сыном Бога?]
64) Иисус говорил ему: ты сказал [стандартная форма согласия, признания, утверждения]; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных [то есть - увидите как Мессия воссядет по правую руку от Всевышнего; сольëтся с Повелителем Небес].
65) Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! На что ещё нам свидетелей? Вот, теперь вы слышали богохульство Его!
[Приравнивание себя к Богу, объявление о какой-либо особой близости ко Всевышнему - считалось богохульством]
66) Как вам кажется?
Они же сказали в ответ: повинен смерти!
67) Тогда плевали Ему в лице и заушали Его [били по ушам и заушьям]; другие же ударяли Его по ланитам [щекам]
68) И говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?
69) Пётр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином.
70) Но он отрёкся перед всеми, сказав: не знаю что ты говоришь.

71) Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем.
72) И он опять отрёкся с клятвою, что не знает Сего Человека.

73) Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя [все ученики Иисуса, кроме Иуды Искариота - были по национальности галилеянами, а не иудеями; их выдавал акцент].
74) Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух.

75) И вспомнил Пётр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоëт петух, трижды отречëшься от Меня.
И выйдя вон, плакал горько.
Глава 27
1) Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти;
2) И, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю.
[Иудея находилась в зависимости от Римской империи; иудеи не имели права казнить людей самостоятельно. Понтий Пилат был римским наместником в Иудее]
3) Тогда Иуда, предавший Его, увидев что Он осужден, и раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам,
4) Говоря: согрешил я, предав кровь невинную.
Они же сказали ему: что нам до того? Смотри сам.
5) И, бросив сребреники в Храме, он вышел, пошёл и удавился.
6) Первосвященники, взяв сребреники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови.
7) Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников [то есть выкупили участок бросовой, бесплодной земли, у какого-то гончара - и сделали там кладбище для нищих бродяг];
8) Посему и называется земля та "землëю крови" до сего дня.
9) Тогда сбылось речëнное [то есть предсказанное когда-то] через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребреников, цену Оценëнного, Которого оценили сыны Израиля,
10) И дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь.
11) Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь.
12) И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал.
13) Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя?
14) И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился.
15) На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели.
16) Был тогда у них известный узник, называемый Варавва;
17) Итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом?
[Обратите внимание на то, что Пилат не просто спрашивает, кого отпустить - а называет два конкретных имени, чего вообще-то не должен был делать; видимо рассчитывая на то, что выбирая между Иисусом и известным разбойником - иудеи сделают выбор в пользу Иисуса, который не был бандитом]
18) Ибо знал, что предали Его из зависти.
19) Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него.
20) Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить.
21) Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам?
Они сказали: Варавву!
22) Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом?
Говорят ему все: да будет распят!
23) Правитель сказал: какое же зло сделал Он?
[То есть, Пилат ясно дал понять, что сам он Иисуса преступником не считает и никакой вины за ним не видит]
Но они еще сильнее кричали: да будет распят!
24) Пилат, видя что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы [то есть - на вашу ответственность].
25) И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших!
[То есть, согласились взять ответственность на себя].

26) Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.
27) Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк
28) И, раздев Его, надели на Него багряницу;
29) И, сплетши венец из тëрна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!
30) И плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.
31) И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие.
32) Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его.
[От этого пошло выражение: "взять на себя Его крест"]

33) И придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место,
34) Дали Ему пить уксуса смешанного с желчью [дурманящий состав для облегчения страданий]; и, отведав, не хотел пить.
35) Распявшие же Его, делили одежды Его, бросая жребий;
36) И сидя, стерегли Его там;
37) И поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский.

38) Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую.
39) Проходящие же злословили Его, кивая головами своими
40) И говоря: Разрушающий Храм и в три дня Созидающий! Спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста!
41) Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили:
42) Других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдёт с креста, и уверуем в Него;
43) Уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын.
44) Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его.
[По свидетельству другого евангелиста, ругался по адресу Христа только один из разбойников - в то время как второй вëл себя достойно]

45) От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого;
46) А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! Лама савахфани?!
То есть: Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?!
47) Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовёт Он [был в глубокой древности такой пророк].
48) И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить;
49) А другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его?
50) Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух.

51) И вот, завеса в Храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись;
52) И гробы отверзлись; и многие тела усопших Святых воскресли
53) И, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во Святый град и явились многим.
54) Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и всё бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий.
55) Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему;
56) Между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых.

57) Когда же настал вечер, пришёл богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса;
58) Он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело;
59) И, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею
60) И положил его в новом своём гробе [то есть в гробнице - специальном отверстии в форме небольшой пещеры; деревянных гробов в нашем понимании этого слова, иудеи не знали], который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился.

61) Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба.
62) На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату
63) И говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, ещё будучи в живых, сказал: после трёх дней воскресну;
64) Итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мёртвых; и будет последний обман хуже первого.
65) Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете.
[То есть с явным раздражением отказался выделять со своей стороны дополнительные силы помимо тех, которые и так были у иудеев с разрешения римлян]
66) Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать.
Глава 28
1) По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.
2) И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем;

3) Вид его был как молния, и одежда его бела, как снег;
4) Устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали как мертвые [потеряли сознание];
5) Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю что вы ищете Иисуса распятого;
6) Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь,
7) И пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес...

******************
Вот такая, вкратце, история предательства, суда, казни и воскресения Иисуса Христа - на основе лишь одного Евангелия из четырëх (канонических; существуют ещë и другие Евангелия, не вошедшие в Библию - апокрифические).
И тут возникает вполне закономерный вопрос: ПОЧЕМУ ИУДА ПРЕДАЛ ХРИСТА?..
Давайте уточним сразу: Иуда - было самым обычным, весьма распространëнным именем среди евреев той эпохи.
Иудеями они себя называли - по имени праотца Иуды, от которого пошло самое большое из древнееврейских племëн.
То есть, в имени Иуда, как таковом - нет ровным счëтом ничего плохого.
Слово "иудей", в библейском смысле - почти идентично определению "еврей".
В нашу эпоху, эти слова имеют разный смысл: еврей - это национальность; иудей - религиозная принадлежность.
Но в эпоху Иисуса, повторюсь, оба понятия были практически идентичны.
Иисус Христос, был по крови Иудеем. Но, буквально с младенчнства он жил среди иноплеменников - сначала в Египте, а потом в Галилее.
Среди его учеников (Апостолов) был лишь один иудей - Иуда Искариот. Все остальные были галилеянами.
Уже после воскресения Христа, к Апостолам примкнул Павел - в принципе иудей, но римский гражданин, родившийся в римской среде, за пределами Палестины...
Так почему же Иуда предал Христа?..
Ради денег?..
Нет - совсем на то не похоже.
Деньги были не особо большие, он их потом спокойно вернул.
Из ненависти?
Тоже не похоже - он быстро раскаялся в своëм поступке; и настолько, что повесился.
Существует апокрифическое предание о том, что Иуда был как раз любимым учеником Христа, которому Иисус доверил самое сокровенное знание.
В принципе - Иисус мог испытывать особые симпатии к Иуде как к соплеменнику. Недаром же Иуде был доверен ящик для пожертвований.
Но... В любом случае это никак не объясняет логику предательства...
Да - в группе галилеян, единственный еврей мог чувствовать себя белой вороной.
И Христос, с точки зрения иудаизма - мог казаться ему еретиком.
Просто-напросто однажды иудею могла прийти в голову мысль о том, что он допустил чудовищную ошибку, связавшись с группой иноплеменных еретиков - лидер которых был иудеем лишь по крови, но галилеянином по воспитанию.
Соответственно - пришло на ум раскаяться и загладить вину...
Вполне возможно что при торжественном вступлении Иисуса в Иерусалим, при общем ликовании народа (это мы и называем "Вербным воскресеньем"), Иуда искренне верил, что вот сейчас Иисус возглавит народ, свергнет господство римлян - и установит своë царство, обеспечив государственную независимость Иудее - и прекрасное будущее своим ученикам.
А когда "вдруг" выяснилось, что Христос ставит перед собой совершенно иные цели нежели примитивный бунт - наступило жестокое разочарование...
Однако и в этом случае - не сходятся концы с концами.
Можно ведь было просто уйти своей дорогой, покинув Христа с его группой учеников...
Кстати, обратите внимание на то, что Евангелие одновременно описывает предательство ДВУХ человек: Иуды и Петра.
Но Пëтр был прощëн - а Иуда, нет.
Хотя оба ведь раскаялись - и раскаяние Иуды было более сильным (Пëтр ведь всë-таки не наложил на себя руки).
Конечно, Петром двигал только страх, и ни в коем случае не корысть. Он не обрекал Иисуса на мучения и смерть - в отличие от Иуды. Так что уровень вины двух Апостолов - явно неодинаков.
У Петра почти не было выбора (если не считать варианта обречь себя на арест и пытки) - в то время как у Иуды выбор был. Он вполне мог не предавать Иисуса - и ему за это ничего не было бы.
Но тогда опять же ребром встаëт вопрос: ПОЧЕМУ ИУДА ПОШËЛ НА ПРЕДАТЕЛЬСТВО?
Почему это слелал Пëтр - понятно. Он сильно испугался (хотя впоследствии - принял смерть за Христа).
А почему это сделал Иуда?..
Заметим: не ушëл просто из группы (допустим - прихватив бы с собой и ящик для пожертвований), а именно сдал Христа, с рук на руки убийцам...
На мой лично взгляд, тут прорисовываются две причины (допускаю что я неправ и реальная причина осталась неведомой истории):
1) Иуда действительно получил от Христа некие особые знания, действительно пользовался особым доверием - и потому решил чужими руками устранить учителя, дабы самому стать лидером группы, - и повести эту группу особым духовным путëм, под собственным руководством.
Это мерзко конечно, но среди идейных такие фортели случаются.
2) Иуда, на момент предательства, не контроливал себя.
Представьте себе, так бывает - когда вас берут под контроль такие силы, которым вы просто не можете противостоять.
Людей, которые находятся под таким контролем, называют ОДЕРЖИМЫМИ.
Кстати, в одном из других Евангелий, так и было сказано, что в Иуду вошëл Сатана. Конечно, это скорее всего сугубо личное предположение евангелиста - но оно имеет право на статус версии.
О том, какими бывают формы одержимости - подробно читайте здесь: https://ogbors.livejournal.com/1463699.html
А что вы думаете, уважаемые читатели?
В чëм, на ваш лично взгляд, смысл предательства Иуды?..
********************
Желающие подбросить деньжат к Пасхе, могут лайкнуть рублëм на на карту Сбера: 2202 2062 0209 1471
Или на телефон: +7 964 583-93-50