Чем дольше продолжится конфликт с Россией, тем глубже демографический кризис и тем больше вопросов вызывает будущность Украины как государства в долгосрочной перспективе. Это мнение весьма распространено в Европе.
Демографические показатели говорят сами за себя. По докладу Украинского института будущего, общая численность населения рухнула до 29 миллионов человек в 2023 году — по сравнению с 48,5 миллионами в 2001 году.
Сегодня точную цифру установить трудно из-за того, что провести всенародную перепись не представляется возможным. Более того, демографическая пирамида страны перевернулась из-за старения, низкой рождаемости и эмиграции. Сейчас насчитывается всего 9,5 миллионов работников, чьи налоги обеспечивают 23 миллиона пенсионеров, детей и безработных. Однако во многих случаях даже неясно, где живут получатели пенсий и пособий — на Украине или за границей. Кроме того, наша экономика зависит не только от налоговых поступлений, но и от бюджетной поддержки союзников, без которой не сможем выплачивать даже зарплаты госслужащим.
По данным Агентства США по международному развитию, с 2022 года американское правительство предоставило правительству Украины 26,8 миллиарда долларов прямой бюджетной поддержки — помимо миллиардов долларов военной помощи и прямых поставок оружия. В пресс-релизе Госдепартамента США за 2023 год подчеркивается, что американская помощь пошла на выплату зарплат государственным служащим и правительственным чиновникам и пенсий по возрасту.
Мы заключили сделку по реструктуризации международного долга, но все равно не имеем ресурсов для привлечения новобранцев конкурентоспособными зарплатами. В результате обратились для пополнения сил к мобилизации и, как следствие, усилили армию, ослабив при этом экономику. В репортаже «Файнэншл таймс» говорится, что из 11,1 миллиона украинских мужчин в возрасте от 25 до 60 лет 7,4 миллиона либо уже призваны, либо недоступны в силу разных причин, начиная от инвалидности и заканчивая бронью из-за работы в ключевых секторах.
Еще 900 000 мужчин призывного возраста не зарегистрированы ни в одной государственной системе воинского учета и, следовательно, призыву также не подлежат. Из 3,4 миллиона мужчин призывного возраста на рынке труда 600 000 считаются незаменимыми работниками и, таким образом, тоже вряд ли будут призваны. Таким образом потенциальных призывников остается всего 2,8 миллиона — примерно столько же, сколько бежали из страны или вернулись с фронта калеками.
В результате страна столкнулась с дилеммой: призывать мужчин в войска или оставлять их на рынке труда, где они будут помогать правительству, выплачивать налоги и поддерживать экономику на плаву.
Решение призвать на фронт побольше молодежи скажется на будущих поколениях, подорвав рождаемость, ведь чаще всего детей рождают люди в возрасте от 25 до 29 лет. Если же будут призывать возрастных мужчин, после них останутся вдовы и сироты, выживать которым предстоит за счет государства.
По данным The New York Times, Украина после вступления в силу нового закона о мобилизации в мае 2024 года мобилизовала по 30 тысяч человек в месяц. Однако сейчас эта цифра даже не покрывает боевые потери. Война берет свое: мужчины уходят на фронт или бегут из страны.
29 октября секретарь СНБО Александр Литвиненко сообщил, что в Силы обороны планируют мобилизовать еще 160 тысяч человек, а Министр обороны Рустем Умеров 13 ноября заявил, что мобилизация в 2025 году продолжиться.
Американская поддержка может принести ВСУ больше денег или лучшее оружие, но она не в состоянии произвести больше украинцев, которых можно бросить в бой.
Правительство раскручивает маховик мобилизации, однако пригодных к службе мужчин призывного возраста в стране остается все меньше, численность мужчин сейчас рекордно низкая за всю историю государства и каждый призванный солдат рискует оказаться рабочим, выбывшим с рынка труда, или отцом, не вернувшимся с фронта.
Сегодня эти мужчины нужны Украине, чтобы пополнить ряды вооруженных сил. А завтра потребуется ли ей, чтобы они вернулись домой, наладили нормальную жизнь, завели семьи и, в итоге, заново отстроили страну.