Ван И: Россия и Китай – в одной лодке

КОНТ 3 дней назад 16
Preview

Россия и Китай формируют общую стратегию

Два дня назад СМИ облетела новость. Глава МИД Китая Ван И, опытнейший дипломат с 12-летним стажем в должности министра, совмещающий с марта 2023 года этот пост ещё и с постом фактического советника по национальной безопасности, на переговорах с Каей Каллас – главной европейской «дипломатессой» - сделал заявление, которое собеседницу обескуражило. Видимо, сильно достала она своими проповедями. Из европейского пресс-релиза:

[Каллас] подчеркнула серьёзную угрозу, которую поддержка китайскими компаниями незаконной войны России представляет для европейской безопасности. Она призвала Китай немедленно прекратить всю материальную поддержку, которая поддерживает ВПК России, и призвала Китай поддержать полное и безоговорочное прекращение огня и справедливый и прочный мир на Украине, основанный на полном уважении к Уставу ООН.

В ответ Ван И, как изъясняются некоторые эксперты, преподал ей урок Realpolitik, в двух тезисах:

- Китай не позволит, чтобы Россия проиграла в украинском конфликте, ибо в этом случае останется один на один с США, которые устремятся в АТР;

- Китай не оказывает России в СВО прямой военной и финансовой помощи, ибо если бы оказывал, всё давно бы уже закончилось.

С одной стороны, заявление неожиданное. Прежде всего своей откровенностью. Для китайской дипломатии более характерны мягкие формулировки и информационная закрытость. С другой, Каллас обжигается далеко не первой; до неё эту участь, правда, не в Брюсселе, а в Пекине, уже разделяли другие дипдамы – Урсула фон дер Ляйен и Анналена Бербок. Китай заинтересован в торговле с Европой, подчеркивает, что не бросает ей вызов, но и не позволяет диктовать себе условия.

С Европой, как говорится, всё ясно. А вот что означает это заявление для нас? Многие бросились рассуждать в духе, что Китаю невыгодно как поражение России, так и российская победа, назвав эту позицию «конъюнктурной». Это не так. Перед нами действительно образчик Realpolitik. Причём, не первый. Ещё два года назад в таком же духе на французском телевидении высказался посол КНР во Франции, ныне он посол в ЕС, Лу Шайе. Тоже два тезиса:

- Крым исторически является частью России, которую передал Украине в 1954 году Хрущев;

- постсоветские суверенитеты не являются законными с международно-правовой точки зрения, ибо нет подтверждающего их международного договора.

На Западе поднялся шум; китайский МИД осторожно отступился: посольство во Франции сняло информацию с сайта. Однако Лу остался в должности, и спустя полтора года был повышен до нынешнего уровня. Если бы был допущен реальный промах, скорее всего с должности бы его сняли уже тогда и быстро. Следовательно, речь идёт о выполнении определённого поручения: привлечь внимание западной общественности к теме ограниченности суверенитетов бывших советских республик и, следовательно, к законности действий в отношении них России как правопреемницы и правопродолжательницы СССР.

Что следует отметить?

Первое. Оба эпизода - как двухлетней давности, так и нынешний – фиксируют: китайская позиция в украинском конфликте максимально близка российской. Угроза со стороны США в случае завершения кризиса на Украине – это фигура речи. Эта угроза и сейчас существует: в Йокосуке близ Токио, на Гуаме и ряде военных баз по региону дислоцирован 7-й флот американских ВМС, в составе которого постоянно находятся как минимум две АУГ – авианосные ударные группы. И этот флот способен перекрыть Малаккский пролив, через который проходит до 60% китайского энергоимпорта (из зоны Персидского залива). Китай «расшивает» эту угрозу разными путями: железнодорожным маршрутом в Иран через Среднюю Азию, трубопроводными транзитами в Китай из портов на побережье – Гвадар из Пакистана и Чуапхью из Мьянмы. Самое главное: Китай развивает импорт из России, который надёжно защищен от внешних угроз.

В Китае понимают, что вместе с Россией формируют баланс – экономический и военный, при котором США не рискнут развязать большую войну в АТР. Нарушение этого баланса и для Китая, и для России - риск проиграть поодиночке. Гипотетическое поражение на Украине – эвфемизм последующего за ним перехода России в западный лагерь и стратегического окружения Китая со всех сторон. Так что вопрос – в глобальном статус-кво, которое может быть нарушено, и Китай этого не допустит. В условиях всё более откровенной европейской подготовки к агрессии против России заявление Ван И играет для коллективного Запада роль «холодного душа». Если что, Китай вмешается, чтобы в Брюсселе не испытывали по этому поводу никаких иллюзий. Вряд ли случайно, что оба эпизода, связанных и с Ван И, и с Лу Шайе, — на европейскую тему. Китай последовательно ставит Старый свет перед выбором: вы зависите от нас по товарообороту (786 млрд); вы готовы этим рискнуть и столкнуться с разрывом отношений и прямой поддержкой России Китаем? Или здравый смысл в европейских политических штабах возьмёт верх, и набираемые конфронтационные обороты будут сбавлены?

Ещё важно, что всё это говорится в преддверие намеченного на 24-25 июля в Пекине саммита Китай – ЕС. И слова подкрепляются делами: китайская сторона даёт утечки, что обсуждает его сокращение до одного дня: встречи глав Евросовета и Еврокомиссии в Пекине с председателем КНР Си Цзиньпином – и никакого ранее запланированного вояжа в Хэфэй (провинция Аньхой). Не те отношения. В целом же Пекин как бы говорит Брюсселю:

Вы такие глупенькие, что не понимаете реальных раскладов? Вам намекаешь-намекаешь, а вы «включили дурочку» и, типа не понимая, гнёте свою линию? Хотите в лоб и открытым текстом? Нате, извольте! Кушайте на здоровье! И мы это придаём гласности, чтобы ваша же общественность осознала, куда вы её толкаете, бросаясь решениями, подобными саммиту НАТО в Гааге с подъёмом военных расходов. Всё равно ничего у вас не выйдет; никакого «стратегического поражения» вы России не нанесёте. Чем раньше до вас дойдёт – тем целее сами же и будете.

Напомним: содержание этой части разговора Ван И с Каллас опубликовала китайская SCMP из Гонконга (Сянгана).

Второе. Помимо темы Украины, есть и тема Тайваня. Юридически – это разные темы. Тайвань и по международному праву, и по внутреннему законодательству КНР принадлежит Китаю и является его неотъемлемой частью. Украина – формально «независимая» страна, однако неполноценная, по Лу Шайе. На этом юриспруденция заканчивается, и вступают в силу реалии большой политики. Как и на Украине, власть на Тайване, такой же имперской окраине, захватили прозападные марионетки. И они лепят из острова такой же «анти-Китай», какую «анти-Россию» слепили из Украины. Даже некую местную, окраинную «идентичность», якобы отличную от метрополии, придумывают. Хозяева у тех и других марионеток – общие. Как и в случае с Украиной, первопричиной конфликта, который пока не доходит до горячей фазы, но дошёл бы, если бы проиграла Россия, является втягивание Тайваня, как и Украины, в западный альянс. Ключи от войны и мира и там, и там – у Вашингтона и других западных столиц, прежде всего Лондона и Парижа. Стоит США просемафорить Тайбэю насчёт независимости, как никакого другого способа, кроме войны, не останется для сохранения территориальной целостности Китая.

И как Китаю на Украине неприемлемо поражение России, так и России на Тайване, если конфликт будет развязан, неприемлемо поражение Китая. Ибо, как и Китай, мы в этом случае останемся один на один с США и Западом. И мы в этом противостоянии, пока политическом, подчеркнём, не оказываем Китаю военной помощи, но несомненно её окажем, если война разразится, и – чисто теоретически - возникнет угроза поражения Пекина. Совместные военно-морские учения в прибрежных акваториях Тихого океана по отработке защиты российским ВМФ морских коммуникаций КНР на фоне условного конфликта проводятся давно и успешно.

Вот здесь ещё один очень тонкий и важный момент. Как полному… «долбоюноше» порой иногда удаётся произнести нечто, если не умное, то правильное, соответствующее действительности, так и французский президент Эммануэль Макрон чётко расставил акценты в выступлении в Сингапуре на недавней конференции «Диалог Шангри-Ла». Он заявил, что если Китай не остановит участие КНДР на Украине, то столкнётся с появлением НАТО в АТР. Что имелось в виду, если НАТО в образе США и некоторых сателлитов – и так давно уже в АТР? Макрон намекнул на особую роль КНДР как некоего «военного хаба» между Россией и Китаем, а также на то, что именно Пхеньян является оптимальным и достойным центром российско-китайского альянса, оформленного или неоформленного. Публично или непублично.

Как видим, технологии взаимодействия между Москвой и Пекином в самых деликатных вопросах отработаны в деталях. И если мы наблюдаем эти механизмы на Украине, то на Дальнем Востоке они не просматриваются только потому, что пока без надобности. Но если такая надобность появится – все увидят. Всё и сразу. Общественность, разумеется, не в курсе, но те, кому положено по долгу службы на Западе необходимой информацией располагают в необходимом объёме. Как совместно заявили в Пекине лидеры России и Китая Владимир Путин и Си Цзиньпин в начале февраля 2022 года, за двадцать дней до СВО, «между нами нет закрытых тем». Точка.

Рассуждая о КНДР, мы не упомянули ещё об одной, кроме Тайваня, горячей точке АТР – Корейском полуострове. Если там начнётся, то американская «цитадель» зашатается так, что в Вашингтоне мигом забудут и про Украину, и про Тайвань.

Что в сухом остатке? Заявление Ван И безоговорочно выгодно нашей стране и является формой поддержки нас в конфликте, в котором Китай сейчас впервые прямо и открыто сформулировал, что находится не в нейтралитете, а на нашей стороне. Специалисты это знали и раньше, но общественность колебалась. Теперь ей всё сказали. Поэтому «сомнительные» трактовки этого заявления в инфополе разгоняются либо недобитой иноагентурой, либо нашими противниками, имеющими в этом поле перевес. Чётко обозначив морально-политическую поддержку России, Китай даёт понять, что если решения саммита НАТО по расширению масштабов помощи ВСУ начнут активно выполняться, то потеряют актуальность прежние миротворческие инициативы КНР.

Почему это заявление последовало именно сейчас? (Эмоциональные мотивы мы отвергаем с порога). По той же самой причине, по которой Россия именно сейчас признала Афганистан под властью талибов. Удар Израиля и США по Ирану с последующей заварушкой в закавказском регионе ясно обозначил переход глобального кризиса в новую фазу. Коллективный Запад задирает ставки. Коллективный Восток даёт на это свой суверенный и убедительный ответ. Эскалация – не наш выбор, но сильно и трагически ошибается тот, кто принимает это за слабость.

Источник

Читать продолжение в источнике: КОНТ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'