О визите первого вице-премьера России Дениса Мантурова в Мумбаи и Дели 11–12 ноября говорили давно. Сегодня он вызывает дополнительный интерес, поскольку удачно совпадает с началом конца Pax Americana в международной политике.
Время этого визита примечательно, поскольку неоконсерваторы, составлявшие основу администрации Байдена — госсекретарь Блинкен, директор ЦРУ Бернс и прочие — уходят, а в Вашингтоне формируется дивный новый мир.
Руководитель Чикагского совета по глобальным вопросам Иво Даалдер точно описал приближающуюся смену власти в Вашингтоне так:
«Трамп одержал убедительную победу. Он помог республиканцам взять под контроль Сенат и, возможно, поможет им оставить за собой Палату представителей, обеспечив однопартийный контроль над всеми тремя ветвями власти. Все это время его будет защищать Верховный суд».
Сам Даалдер конечно является приверженцем «порядка, основанного на правилах», и твердо верит в явное предназначение Америки — лидировать в мире. Он написал в своей колонке в Politico под названием «Конец Pax Americana»:
«Я также беспокоюсь о том, что это означает для остального мира. В свой первый срок Трамп ясно дал понять, что не верит в роль Вашингтона как мирового лидера, в отличие от его предшественников. Он не верит в миссию вести за собой, он хочет побеждать…
«Москва и Пекин давно раздражены лидерской позицией Вашингтона и последнее десятилетие пытались его подорвать. Теперь их желание может сбыться. Трамп не заинтересован в сохранении Pax Americana так, как его 14 предшественников. Pax Americana официально закончится 20 января 2025 года, когда Дональд Дж. Трамп станет 47-м президентом».
Можно сказать, мы наблюдаем предпросмотр этого исторического момента. Хотя повестка дня Мантурова для обсуждений в Дели будет проходить в условиях санкций, ее влияние будет определять будущее. Суть в том, что, хотя отмена санкций против России может занять некоторое время, острие фанатизма, с которым Блинкен и министр финансов Джанет Йеллен применяли этот раздражающий инструмент, диктуя другим странам, какими должны быть экономические и военные отношения с Россией, возможно, затупилось, поскольку все признаки уже указывают на возобновившееся российско-американское взаимодействие.
В воздухе витает слабый намек на потепление при правлении Трампа отношений между Москвой и Вашингтоном, ранее находившихся в свободном падении. Но русофобия глубоко укоренилась в американской элите, и Россия останется насущной проблемой.
Тем не менее, Трамп неоднократно подчеркивал хорошие отношения с Путиным, а также их взаимное уважение. А Путин — очень талантливый политик, который понимает Трампа.