4 ноября – день рождения замечательного советского актёра Николая Прокоповича (1925-2005).
Прокопович был участником Великой Отечественной войны, имел фронтовое ранение и боевые награды, однако в кино очень часто и на достаточно высоком уровне играл нацистов.
Благодаря некоторому внешнему сходству с гиммлером, Прокопович неоднократно исполнял на экране роль этого персонажа: в одном из главных шедевров советского и мирового кинематографа "Семнадцать мгновений весны"; в сильном фильме "Родины солдат", посвящённом Герою Советского Союза, генералу Дмитрию Карбышеву; в третьем фильме трилогии про легендарного партизанского командира Сидора Ковпака "Карпаты, Карпаты".
Однако в число лучших данные роли Прокоповича не входят просто потому, что в этих небольших кинообразах кабинетного персонажа актёру, как говорится, почти негде было развернуться.
Более яркий и живой представитель нацистской Германии получился у Прокоповича в фильме "Назначаешься внучкой".
Эта картина известна в первую очередь благодаря мощнейшей игре Бориса Андреева в роли советского подпольщика. Прокопович же сыграл немного комичного коменданта, в частности, здорово изобразив немецкий акцент.
Конечно, запомнился Прокопович ролью майора абвера Вильгельми в трилогии про "Сатурн", где он образовал гармоничный актёрский дуэт с Михаилом Волковым, сыгравшим советского разведчика, своего среди чужих.
Наиболее удачным фильмом этой трилогии стал "Бой после победы", где герой Прокоповича работает уже на спецслужбы США.
Эпизод, когда герой Волкова в некотором порыве отчаяния признаётся Вильгельми, что всё это время работал на Советский Союз – киношедевр.
Также разного рода нацистов Прокопович сыграл в картинах "Щит и меч", "Фронт в тылу врага", "Время выбрало нас".
Здорово исполнял Прокопович и иные отрицательные роли. В частности, сыграл бандитов в фильмах "Двойной обгон" и "Шествие золотых зверей".
Между появлением в СССР жанра боевика и крушением советского кинематографа у нас всё же успели снять целый ряд очень достойных фильмов этого жанра – как приключенческих, так и криминальных.
Один из таковых – "Двойной обгон" с блистательным Витаутасом Томкусом, где Прокопович очень органично смотрелся в роли главаря контрабандистов; и жаль, что роль эта была совсем небольшая, неразвёрнутая.
Что касается положительных ролей в детективных картинах, то Прокопович известен ролью полковника советской контрразведки в знаменитой шпионской тетралогии про Резидента.
Её надо чётко разделить на 2 половины: в целом неудачные, во всех смыслах бесцветные две первые части и яркие, захватывающие, насыщенные третья и четвёртая.
Но удачными эти роли Прокоповича, откровенно говоря, не получились. И дело здесь не столько в актёре; опять же это вечная проблема любого кинематографа.
Дело в том, что в шпионских и детективных картинах разведчики, оперативники, следователи зачастую получаются яркими, выразительными, гармоничными, а вот их кабинетные начальники, не имея места для развёртывания образа, выходят какими-то неживыми, неестественно-карикатурными.
Снимался Прокопович и в других сильных фильмах. В пронзительной военной драме "Законный брак" актёр сыграл военкома, перед которым ярко "выделывался" очень хотевший на фронт герой Игоря Костолевского.
В удачном историко-биографическом фильме "Слуша-ай", посвящённом товарищу Ф. Э. Дзержинскому, Прокопович исполнил роль ротмистра. Один из центральных моментов фильма – психологический поединок между ротмистром и молодым Дзержинским, которого прекрасно сыграл Юльен Балмусов.
При всём при этом Прокопович не был сугубо драматическим актёром: в 1972-м блистательный советский режиссёр Виллен Азаров, у которого Прокопович снимался в фильмах про "Сатурн", раскрыл артиста в комедийном образе.
В одной из лучших советских комедий "Неисправимый лгун" Прокопович прекрасно сыграл в дуэте с Георгием Вициным, исполнив роль заведующего парикмахерской Мымрикова, начальника Тютюрина (фамилия героя Вицина).
И очень странно, что та яркая роль так осталась для Прокоповича единственной комедийной. Не понимаю, почему режиссёры ни до, ни тем более после "Неисправимого лгуна" не использовали Прокоповича в комедийном амплуа!
Через 10 лет после "Неисправимого лгуна" Прокопович сыграл, правда, в комедийном фильме "Берегите мужчин", но там и его роль была чисто эпизодической, и сам фильм вышел менее удачным, чем картина Азарова.
сайт, вы принимаете в роли советского подпольщика. Прокопович же сыграл немного комичного коменданта, в частности, здорово изобразив немецкий акцент.
Конечно, запомнился Прокопович ролью майора абвера Вильгельми в трилогии про "Сатурн", где он образовал гармоничный актёрский дуэт с Михаилом Волковым, сыгравшим советского разведчика, своего среди чужих.
Наиболее удачным фильмом этой трилогии стал "Бой после победы", где герой Прокоповича работает уже на спецслужбы США.
Эпизод, когда герой Волкова в некотором порыве отчаяния признаётся Вильгельми, что всё это время работал на Советский Союз – киношедевр.
Также разного рода нацистов Прокопович сыграл в картинах "Щит и меч", "Фронт в тылу врага", "Время выбрало нас".
Здорово исполнял Прокопович и иные отрицательные роли. В частности, сыграл бандитов в фильмах "Двойной обгон" и "Шествие золотых зверей".
Между появлением в СССР жанра боевика и крушением советского кинематографа у нас всё же успели снять целый ряд очень достойных фильмов этого жанра – как приключенческих, так и криминальных.
Один из таковых – "Двойной обгон" с блистательным Витаутасом Томкусом, где Прокопович очень органично смотрелся в роли главаря контрабандистов; и жаль, что роль эта была совсем небольшая, неразвёрнутая.
Что касается положительных ролей в детективных картинах, то Прокопович известен ролью полковника советской контрразведки в знаменитой шпионской тетралогии про Резидента.
Её надо чётко разделить на 2 половины: в целом неудачные, во всех смыслах бесцветные две первые части и яркие, захватывающие, насыщенные третья и четвёртая.
Но удачными эти роли Прокоповича, откровенно говоря, не получились. И дело здесь не столько в актёре; опять же это вечная проблема любого кинематографа.
Дело в том, что в шпионских и детективных картинах разведчики, оперативники, следователи зачастую получаются яркими, выразительными, гармоничными, а вот их кабинетные начальники, не имея места для развёртывания образа, выходят какими-то неживыми, неестественно-карикатурными.
Снимался Прокопович и в других сильных фильмах. В пронзительной военной драме "Законный брак" актёр сыграл военкома, перед которым ярко "выделывался" очень хотевший на фронт герой Игоря Костолевского.
В удачном историко-биографическом фильме "Слуша-ай", посвящённом товарищу Ф. Э. Дзержинскому, Прокопович исполнил роль ротмистра. Один из центральных моментов фильма – психологический поединок между ротмистром и молодым Дзержинским, которого прекрасно сыграл Юльен Балмусов.
При всём при этом Прокопович не был сугубо драматическим актёром: в 1972-м блистательный советский режиссёр Виллен Азаров, у которого Прокопович снимался в фильмах про "Сатурн", раскрыл артиста в комедийном образе.
В одной из лучших советских комедий "Неисправимый лгун" Прокопович прекрасно сыграл в дуэте с Георгием Вициным, исполнив роль заведующего парикмахерской Мымрикова, начальника Тютюрина (фамилия героя Вицина).
И очень странно, что та яркая роль так осталась для Прокоповича единственной комедийной. Не понимаю, почему режиссёры ни до, ни тем более после "Неисправимого лгуна" не использовали Прокоповича в комедийном амплуа!
Через 10 лет после "Неисправимого лгуна" Прокопович сыграл, правда, в комедийном фильме "Берегите мужчин", но там и его роль была чисто эпизодической, и сам фильм вышел менее удачным, чем картина Азарова.