
Лев КЛЕМЕНТЬЕВ
Япония пополняет свои ВМС необычными кораблями – скоро в распоряжении Токио будет уже четыре судна, оснащённых самыми совершенными по нынешним временам средствами слежения за подводными лодками. Эти суда потенциально способны доставить серьёзную головную боль флотам России, Китая и Северной Кореи – основным державам, которых японцы рассматривают самыми возможными своими противниками. И одновременно, что характерно, Япония строит весьма качественные субмарины, что опять же не может не вызвать тревоги в Москве, Пекине и Пхеньяне.
Четвёртый из «Хибики»
17 февраля на верфи компании Mitsubishi Heavy Industries в городе Тамано (на западе острова Хонсю) спустили на воду четвертое разведывательное судно класса «Хибики», заказанное для Морских сил самообороны Японии. Работа ведется быстрыми темпами – судно было заложено менее чем за год до спуска на воду, в марте прошлого года. Как уточняет издание Naval News, судно получило название «Бинго» – в честь одного из районов в центральной части Внутреннего Японского моря. Теперь верфь занимается достройкой судна на плаву, а ввод в эксплуатацию намечен на март 2026 года. Его включат в состав 1-го подразделения по наблюдению за океаном, размещенного на военно-морской базе Куре в префектуре Хиросима. Данное подразделение подчиняется Командованию противолодочной обороны, которое территориально располагается на базе ВМС Йокосука в префектуре Канагава (к югу от Токио).
Представитель Mitsubishi Heavy Industries рассказал, что стоимость постройки нового судна-разведчика составит около 19,6 млрд иен (129,2 млн долларов). Суда класса «Хибики» представляют собой мобильные станции гидроакустического наблюдения, предназначенные для отслеживания подводных лодок в морях вокруг Японии. Этот проект появился под самый занавес холодной войны – его разработали в качестве ответа на появление в 1980-х новых «тихих» советских подлодок. «Хибики» небольшие: стандартное водоизмещение в 2850 тонн, длина 67 метров, скорость корпуса катамаранного типа – 29,9 метра. Максимальная скорость тоже отнюдь не поражает – 11 узлов (20,37 км/ч). Экипаж – 40 человек. На борту есть вертолетная площадка.
И тем не менее «Хибики» очень опасны: они располагают разработанной в США буксируемой системой датчиков SURTASS). Этот «хвост» представляет из себя всепогодную гидролокационную систему дальнего действия AN/UQQ-2 с пассивными и активными компонентами, работающую в низкочастотном диапазоне (100–500 герц). В ней активный системный компонент (LFA) является дополнением к пассивной системе обнаружения (SURTASS – Surveillance Towed Array Sensor System) и используется в тех случаях, когда производительность пассивной системы оказывается недостаточной.
Тут нужно понимать, что лучший способ обнаружения субмарины – прослушивание подводных шумов. Каждый класс подлодок, а иногда даже и отдельные экземпляры имеют свой характерный акустический след, улавливаемый подводными микрофонами. Но вследствие применения средств снижения шумов (в частности, высокотехнологичных гребных винтов) акустическая заметность подводных лодок существенно снижается. В этом случае обнаружить их можно лишь посредством самых мощных сонаров – подводных гидролокаторов. Однако сонары, которые можно установить на военный корабль без ущерба его боевым качествам, ограничены по габаритам, а следовательно, и по дальности действия.
И вот тут-то на сцену и выходят буксируемые системы. Прямо под своим корпусом судно типа «Хибики» тащит станцию «подсветки» – акустическую систему, излучающую зондирующие сигналы. Они могут распространяться на сотни километров, обеспечивая соответствующую дальность обзора. Отраженный эхоимпульс улавливается второй подсистемой – буксируемым массивом гидрофонов. В случае SURTASS это либо два параллельных кабеля протяженностью 800 метров и весом 155 тонн, либо один кабель длиной 1500 метров.
Собранные звуки оцифровываются, и совокупность данных используется для идентификации модели субмарины и страны, которой принадлежит «засвеченная» подлодка. Поэтому «Хибики» не нуждаются в большой скорости. Они неторопливо «пашут» море, ловя сигналы субмарин на расстояниях, намного превосходящих возможности кораблей, оснащённых противолодочным оружием, и незамедлительно сообщают им всю собранную информацию. Антенная система SURTASS имеет огромную длину и большой вес, и чтобы удерживать её на заданной глубине, нужно поддерживать те самые максимальные 11 узлов. То есть главная задача «Хибики» заключается в обнаружении, локализации и контроле, а дальше уже свою часть боевой задачи выполняют другие.
Отнестись со всей серьёзностью
США не зря в свое время передали японцам технологию SURTASS – Токио является верным сателлитом Вашингтона, а японские вооруженные силы, включённые в структуру НАТО, выполняют то, что необходимо американцам. Впрочем, «передали» – слово в данном случае не совсем точное, так как даже на японских кораблях со SURTASS работает американский персонал. Но в любом случае США переложили часть своих противолодочных забот на сателлита. Первые два судна класса «Хибики» («Хибики» и «Харима») были введены в эксплуатацию в 1991-92 гг. Однако далее программу заморозили более чем на 20 лет – после крушения Советского Союза в НАТО решили, что подводная опасность устранена.
Проект вернули к жизни в 2013-м, на тот момент в США сочли, что им нужны средства наблюдения за крепнущим китайским подплавом. На третий корабль серии в 2018 году было выделено 18,3 млрд иен (порядка 164 млн долларов), но в конечном итоге расходы составили 22 млрд иен. 4 февраля 2020 года на судостроительном заводе в Тамано состоялась торжественная церемония названия судна. Он получил название «Аки» – то же самое, которое носил эскадренный броненосец (полудредноут) японского императорского флота, некогда задумывавшийся как один из сильнейших в мире линкоров. Полностью корабль был сдан в марте 2021 года.
Система SURTASS, установленная на «Аки», отличается от тех, которые в свое время получили «Хибики» и «Харима» – в неё внесены многочисленные усовершенствования, что делают её более эффективной. И такую же систему получит и «Бинго» – четвертый в серии. В японских ВМС отмечают, что намерены и далее расширять свои возможности по сбору акустической информации о подводных лодках КНР, КНДР и РФ. Поэтому они увеличивают количество своих разведывательных судов, так как, дескать, «обстановка в сфере безопасности становится все более серьёзной».
Другое дело, что и самим «Хибики» сложновато скрыть свою работу, особенно в оживлённых квадратах с интенсивным движением. В частности, имело место большое количество инцидентов, когда суда-разведчики оказывались в зоне рыболовного промысла, и буксируемые ими дорогие и сложнейшие системы датчиков запутывались в сетях. В любом случае деятельность «Хибики» необходимо отслеживать и в случае начала боевых действий постараться поскорее выбить их.
В настоящее время российский Тихоокеанский флот обладает пятью атомными ракетными подводными крейсерами стратегического назначения, семью атомными подводными лодками с крылатыми ракетами, четырьмя многоцелевыми атомными подводными лодками, девятью дизель-электрическими подводными лодками и одной субмариной спецназначения. Все они подвергаются серьезной опасности до тех пор, пока японские «Хибики» остаются на плаву.
Вообще, к японским ВМС ни в коем случае нельзя относиться свысока. «Япония обладает боеспособным флотом, превосходящим по численности надводных кораблей, например, ВМФ России. В авиации она также превосходит нашу страну по числу современных (не всех) истребителей и самолетов дальнего радиолокационного обнаружения. А по численности противолодочных самолётов Япония занимает второе место в мире, опережая сразу несколько своих следующих по списку преследователей вместе взятых. Страна без проблем может начать производить и ядерное оружие, и межконтинентальные баллистические ракеты», – предупреждает российский военный эксперт Александр Тимохин.
Высокотехнологичные японские субмарины
Примечательно, что суда типа «Хибики», если дело дойдёт до боевых действий, будут оперировать против российских, китайских или северокорейских подводных лодок в связке с японскими же субмаринами. Соответственно, расширение возможностей своей ПЛО японцы сочетают с увеличением собственного подводного флота. В первых числах марта японский флот усилился подводной лодкой «Райгэй» – это уже четвёртая по счету дизель-электрическая субмарина класса «Тайгэй», поступившая в распоряжение Токио. Головную подлодку ввели в строй в марте 2022 года; вторую, «Хакугэй» – в марте 2023 года; третью, «Цзингэй» – в марте 2024 года. Пятую субмарину «Чогэй» спустили на воду в октябре 2024 года и готовят к сдаче весной 2026-го.
«Райгэй» (в переводе с японского языка это означает «Громовой кит») включена в состав 1-го дивизиона 1-й флотилии субмарин, базирующегося в гавани Куре (в префектуре Хиросима). Церемония ввода в строй прошла 6 марта на верфи судостроительной компании Kawasaki Heavy Industries в Кобе. Субмарина, строительство которой обошлось примерно в 70,2 млрд иен (470 млн долларов), оснащена энергетической установкой мощностью 6000 л. с. Максимальная скорость под водой составляет 20 узлов. Длина подлодок типа «Тайгэй» – 84 метра, ширина – 9,1 метра, осадка – 10,4 метра, стандартное водоизмещение – около 3000 тонн. В состав их гидроакустического комплекса входит высокопроизводительная ГАС ZQQ-8, обладающая улучшенными возможностями по сравнению с ZQQ-7 (которой оснащались предыдущие подлодки класса «Сорю»). Вооружение состоит из шести 533-мм торпедных аппаратов, способных стрелять либо высокотехнологичными торпедами японского «типа 18», либо противокорабельными ракетами американского производства «Гарпун». Главная задача «Тайгэй» – охота за вражескими надводными кораблями и субмаринами.
Существует один важный нюанс. Если первые три подлодки класса «Тайгэй» оснащались каждая двумя дизельными двигателями Kawasaki 12V 25/25SB, то на «Райгэй» впервые установлены новые дизели 12V 25/31, отличающиеся повышенной мощностью. Они нужны для взаимодействия с литий-ионными аккумуляторами, которые «Тайгэй» (как и две последние лодки класса «Сорю» – «Орю» и «Торю») используют вместо привычных для подводников всего мира свинцово-кислотных. Такого рода устройства обеспечивают повышенную скорость подводного хода, более быструю зарядку, увеличенную автономность и снижение уровня шумов.
Литий-ионные батареи производит компания GS Yuasa из Киото. На данный момент Япония всё ещё остается единственной страной, имеющей субмарины с подобными батареями. Следующей державой, освоившей эту технологию, как ожидается, станет Южная Корея – она внедряет её в строительстве второй партии своих дизель-электрических подводных лодок класса KSS-III. Это очень ценная технология, которую не худо было бы перенять и российскому подводному флоту. «Конечно, в японском морском ведомстве понимают не только плюсы, но и минусы лодок, связанные с дороговизной, повышенным риском возгорания и отравления экипажа в случае разгерметизации литий-ионных батарей. Но плюсы, конечно, перевешивают опасения по поводу аккумуляторов», – отмечает редактор профильного российского издания Topwar.ru («Военное обозрение») Роман Скоморохов.
Эксперт с грустью добавляет, что российский флот до сих пор так и не справился с задачей внедрения на своих дизель-электрических субмаринах работающего на водороде передового воздухонезависимого двигателя Стирлинга, который обеспечивает очень низкий уровень шума и высокую автономность. Такие подлодки уже есть у Швеции, Японии, Сингапура и Китая – но не у РФ. «Это печально как в плане боевого применения, так и в плане экспорта. Российские подводные лодки, ранее представлявшие интерес для многих стран, теперь могут очень сильно потерять позиции на рынке не только в силу политики, но и в силу устаревания. Конкурентоспособность – это вещь, которая теряется очень быстро, и вчерашние пользователи и лизинговые эксплуатанты начнут воротить нос от тех же "Варшавянок"», – подчеркивает Скоморохов.
Специалист предлагает по крайней мере присмотреться к японской литий-ионной технологии – это как раз тот самый случай, когда очень даже не грех перенять у возможного противника нечто ценное для себя.