Вспышка гениев: как получилось, что в 1920-х в России было много «мастеров культуры» и где они сегодня?

КОНТ 3 часов назад 22
Preview


Максим Горький, Владимир Маяковский, Александр Блок, Александр Фадеев, Николай Островский, Сергей Эйзенштейн, Александр Дейнека – это далеко не полный список подлинных гениев культуры, которые жили и творили в России в начале ХХ века. Словно найденный в пустыне бьющий ключом источник, на литературном, кинематографическом и прочих небосклонах зажглись звёзды, которые и сегодня освещают путь ищущим настоящую красоту и смыслы. Они сформировали советскую культуру, они стали пионерами строительства всечеловеческой свободной культуры. Они оставили после себя великую школу, которая сегодня съедена рыночными отношениями.

Сегодняшняя российская культура по большей части калька с культуры мирового буржуазного гегемона. Но проблема ведь не в самом капитализме, как это не странно. И других гениев знала Россия, которые творили в период, когда капитализм поднимал голову в стране, когда феодальные пережитки ломались под весом более совершенных способов производства и распределения. Пушкин, Толстой, Достоевский, Лермонтов и другие классики творили в эпоху раннего капитализма. Равно как и многие зарубежные мастера культуры: Хемингуэй, Золя, Стейнбек, Джек Лондон – плоть от плоти капитализма.

Говоря о гниении российской культуры, нельзя не заметить, что культурная надстройка всего мира трещит по швам. Все песни, книги, фильмы представляют собой повторение повторений, Бодрийяр называл это «симулякром», то есть копией того, чего не существует. Культурное вырождение наблюдается повсеместно и сам по себе капитализм в этом не виновен, ведь как мы сказали выше, в эпоху его расцвета творили великие гении.

Для понимания того, почему столь печальные тенденции наблюдаются в современной культуре, стоит ответить на вопрос, кто же такой гений. Тот самый мастер своего дела, культурного или научного, который и может почувствовать ветер времени, и поймать его на холсте, бумаге, киноэкране или ещё как-нибудь? Благо на этот вопрос уже ответил советский философ Ильенков:

«До сих пор гармоническое соединение развитой логической способности с развитой силой художественно-культурного воображения еще не стало всеобщим правилом. В той «предыстории» человечества, где развитие способностей было «отчуждено» как друг от друга, так и от большинства индивидуумов, такое соединение оказывалось скорее редким исключением, счастливой случайностью судьбы. Поэтому «талант», а в еще большей степени «гений» и оказывался редкостью, исключением, уклонением от общей нормы индивидуального развития.
Коммунизм — то «царство свободы и красоты», которое мы уже начали строить, — сделает нормой как раз другое, как раз гармоническое сочетание равно развитой силы художественного воображения с равно развитой культурой теоретического интеллекта. То самое соединение, которое до сих пор было исключением, продуктом счастливого стечения обстоятельств личной судьбы, а потому даже казалось многим теоретикам «врожденным» (анатомо-физиологическим) фактом, «даром божьим».

Необходимо понимать, что жизнь и творчество «гениев» неразрывно связаны с тем обществом, в котором они существуют. Они не приходят откуда-то «извне», не обладают сверхспособностями. Они плоть от плоти народа, общества, экономических отношений.

Когда базис общества прогрессивен – он подарит этому обществу и богатую на гениев культуру. Всплеск философии и литературы в Древней Греции пришёлся на экономический рост Афин после победы в греко-персидских войнах. Тогда Афины стали контролировать казну Делосского союза и мир увидел Парфенон, диалоги Платона и прочие шедевры. Тогда рабовладельческий строй был прогрессивен, и потому культура только росла.

С ростом производственных сил общества назрели тенденции к изменению общественно-экономической формации. Но, как и всегда, правящий класс стремился сохранить господствующее положение. Случился упадок – обществу был необходим скачок, но из-за факторов субъективных он не происходил. Рабовладельцы цеплялись за власть и делали всё, чтобы не отдавать её.

Восстания рабов, появление новых экономических моделей и развитие технологий привели к скачку в феодализм – более современную на тот момент формацию. Культура, как и вся надстройка, опять начали преобразовываться и расти. Новые сюжеты, новые смыслы, новые тропы. Прямая связь базиса и надстройки прослеживается отчётливо.

Потом и феодализм устарел, ввиду появления новых технологий и стремления нового прогрессивного класса буржуазии изменить производственные отношения. Буржуазные революции, принципиально новые общества и лучший оборот товаров по миру родили новую культуру, так же более совершенную чем феодальная. Но сегодня и капитализм стал регрессивен, новые технологии позволяют перейти к новой общественно-экономической формации, но субъективный фактор в лице нежелания буржуазии расстаться с властью не даёт обществу совершить новый скачок.

Потому и культура, равно как и вся другая надстройка, представляет собой жалкую тень себя прежних. Пережёвывание одних и тех же сюжетов, идеологические споры на манер схоластических диспутов о том, «сколько ангелов уместится на кончике иглы» - вот наша реальность. Культура выхолощена — словом, декадентство и упадок. Вина в этом не в капитализме самом по себе, а в его отсталости и нежелании буржуазии двигаться дальше.

Вспышка гениев в СССР в 1920-х потому и произошла, что был установлен новый, более прогрессивный строй. Люди устремились строить совершенное будущее, освобождать всё человечество от оков необходимости, и им были необходимы соответствующего калибра мастера культуры. Потому они и вписались в этот мир, стали теми гениями текста, которыми зачитываются, а фильмы пересматривают по сотне раз. Страшно и одновременно до боли интересно представить, сколько гениев культуры и науки сможет увидеть человечество, когда иго буржуазии падёт, и человечество шагнёт дальше. Тысячи великих мастеров, которые живут в одно время, вместе творят и прокладывают новые тропы для всего человечества, на фоне которых суперзвёзды современности покажутся перхотью на плечах титанов. За такой мир стоит бороться.

https://tukaton.ru/article/vspyshka-geniev-kak-poluchilos-chto-v-1920-kh/

Читать продолжение в источнике: КОНТ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'