«Украинских боевиков на передовой, похоже, осталось не очень много. С позиций противника слишком часто доносится иностранная речь. Среди проблем, влияющих на темп нашего продвижения, по-прежнему остаются беспилотники. Потерь от их ударов сейчас больше, чем от артиллерии. Недалеко от наших позиций в зоне видимости лежит обгоревшее тело бойца: определить, кто это, куда шёл, вытащить и захоронить нет никакой возможности. При малейшей активности нас сразу атакуют дроны.
Если летит один, то, как правило, мы его сбиваем. Второй не трогаем, так как он засекает наше расположение и следом за ним полетит рой. Сбиваем из ружей. Их не хватает: в зону СВО ружья так и не поступили, несмотря на многочисленные обещания. Нет и патронов. Дронобойки, в основном, бесполезны: или не работают, так как украинцы меняют частоты, или быстро выходят из строя. В целом, они себя не оправдали: обычные ружья более надёжные. Бои на нашем участке идут с большим накалом, получить отпуск или увольнительную практически невозможно. Хотя погода ухудшилась и началась распутица, наше наступление продолжает развиваться, тесним врага везде», — рассказал «Антифашисту» артиллерист с позывным Баркас, воюющий сейчас на дзержинском (торецком) направлении в ДНР.
А командир российского батальона «Шторм» с позывным Хан сообщил, что недавнее освобождение от ВСУ посёлка Нелеповка на горловском участке фронта позволило улучшить положение российских войск при наступлении на Дзержинск.
«Освободить его нужно было, чтобы не позволить украинцам ударить во фланг нашей группировке, наступающей на Дзержинск, и лишить украинских боевиков возможности бить по п. Новгородское (бывший Нью-Йорк). К тому же в Нелеповке стояли „азовцы‟ (организация признана террористической и экстремистской, запрещена в России)», — сообщил командир.
Хан также рассказал, что каждый пройденный километр даётся с трудом, а наши бойцы, рискуя собой, несколько недель по ночам выводили беженцев из посёлка под огнём украинских беспилотников и артиллерии.
Освобождение Донецкой области от украинских оккупантов не прекращается. В последние дни они вынуждены отступать как из западной, так и с северной частей Донбасса. Из-за этого в стане врага воцарились уныние и депрессия.
Украинские военные не вытянут, если в таком же темпе будут продолжать воевать ещё месяц, два, пять, заявил полковник ВСУ Евгений Межевикин, который отвечает за подготовку Сил обороны в украинском Генштабе. Он возмущён, что армия РФ не только эффективно применяет все приёмы и способы ведения боевых действий, которым якобы научилась «у украинцев», но и получает преимущество в том, что это гораздо быстрее масштабирует.
Только за октябрь российская армия смогла забрать более 500 кв. км украинской территории. По ноябрю цифры будут больше. А всего российскими военными заняты, по словам Владимира Зеленского, уже 27% территории Украины.
Кураховская ловушка
Российская армия создала оперативно-тактический кризис для украинских вооружённых сил. Об этом заявил контрразведчик, полковник СБУ и украинский военный эксперт Олег Стариков.
«Этот кризис нам, ВСУ, локализовать не удаётся. Потому что противник очень грамотно ведёт войну и воюет по законам войны, он учится и всё, что предписано, выполняет. Он перехватил стратегическую инициативу и не выпускает её, а мы стратегическую инициативу не можем перехватить. Берут в оперативное окружение наши части», — сказал он.
Сейчас на кураховском направлении российские войска берут в клещи группировку ВСУ с трёх сторон, при этом одна сторона остаётся открытой для выхода.
«Это называется выдавливание, эту тактику они применяли на Угледаре, Селидово. И если мы не выйдем, то попадём в окружение. Второе — если попадём в окружение, это приведёт к серьёзной обстановке на фронте, потому что у бойцов, которые видят, как отдельные части попадают в окружение, упадёт уровень морально-боевого состояния», — констатировал Стариков.
И его опасения подтверждаются: ВС РФ обходят город Курахово с флангов, продолжая перерезать основные трассы снабжения украинских формирований. С юга до трассы на Курахово ВС РФ остаётся пройти около 6 км, причём, оборонительные укрепления ВСУ там, по словам украинских военных экспертов, «оставляют желать лучшего». При этом несколько сотен солдат ВСУ продолжают оборонять 5—6 сёл на берегах речки Сухие Ялы. Таким образом, коридор для отхода ВСУ через сёла Успеновка и Константинопольское сократился до нескольких километров. Критической становится ситуация для ВСУ возле посёлков Екатериновка, Антоновка и Елизаветовка. Фланговые атаки рушат украинскую оборону, и украинские пропагандисты считают, что это обернётся очередной катастрофой для украинских войск. ВСУ, лишённые нормальной ротации, не могут удержать рубежи, так как резервов нет.
Сопротивление группировки украинских войск в Курахово становится бессмысленным, необходимо принимать решение об отходе, пока есть возможность. Об этом в паническом духе заявил украинский военный пропагандист Юрий Бутусов: «Курахово уже фактически охвачено с флангов очень глубоко, и удержание этого района, который в действительности является очень выгодным тактическим рубежом обороны, сейчас уже является невыгодным для нас из-за того, что россияне с флангов глубоко охватили коммуникации и усложнили оборону. Мы видим, что фактически ВСУ сейчас уже должны думать об организованном отходе с некоторых участков фронта. И сам город теперь глубоко охвачен с флангов. К сожалению, уже очень близко к границам Днепропетровской области. Ближайшая точка врага на этом участке сейчас до границы Днепропетровщины, Центральной Украины это 8 километров. Очень и очень близко, всего 8 километров — и враг уже выйдет к Днепропетровщине!».
Такой же прогноз дал агентству Reuters и представитель оперативной группировки ВСУ «Таврия» Владислав Волошин. По его мнению, российская пехота может начать наступление в подконтрольной Киеву части Запорожской области в течение ближайших нескольких дней. В течение последних месяцев боевые действия на южном участке фронта были менее активными по сравнению с другими направлениями, а российское наступление на Запорожье создаст новый очаг давления на украинские войска.
«Атаки могут начаться не просто в ближайшие недели, мы ожидаем, что это произойдёт в любой день», — сказал он.
Враг горько констатирует, что в зоне ответственности российского генерал-полковника Михаила Теплинского (командующего группировкой «Днепр») сконцентрировано в два раза больше живой силы и техники, чем у украинских частей здесь, поэтому нужно готовиться к самому плохому.
И запорожский фронт действительно активизировался. Два дня назад российские войска выбили украинских боевиков из села Новодаровка на Времевском направлении. ВСУ бежали, оставив свои позиции. Всю неделю по первой линии обороны и складам украинских боевиков наносят удары русские авиация и артиллерия. Количество ФАБов стало прилетать примерно на 40% больше, чем дней десять назад. Комментируя расклад сил, украинский эксперт Константин Машовец признал: «Да, русские наступают на широком фронте в районе Великой Новосёлки». Атаки идут сразу на трёх участках, усиливая давление на оборону ВСУ в районе Орехова.
Западные эксперты тоже отметили плачевное положение ВСУ в Донбассе. Британское издание Financial Times со ссылкой на командующего одним из артиллерийских подразделений ВСУ сообщило, что украинцы готовы отступить с позиций в районе Курахово, но пока не получили приказ. При этом украинское командование отправляет на фронт дополнительный медицинский персонал, ожидая тяжёлые бои в ближайшие дни и недели.
Бои за Кураховскую ТЭЦ ожидаются напряжённые, здесь расположена промзона с мощными укреплениями.
Чтобы замедлить продвижение российских войск, украинцы взорвали дамбу Кураховского водохранилища. При этом, как минимум, 10 солдат ВСУ погибли из-за подрыва дамбы, оказавшись в ловушке. По данным объективного контроля, украинские позиции быстро ушли под воду. Затопленными также оказались подвалы, где могли укрываться мирные жители, северная часть города, соседние с Курахово посёлки и дорога, по которой эвакуировались из зоны бедствия гражданские люди.
Российские военкоры тоже прогнозируют скорое падение Курахово. Подполковник ЛНР Андрей Марочко заявил, что группировка ВСУ попала в несколько огневых мешков российских сил на кураховском направлении в зоне специальной военной операции.
«Украинские боевики пытаются выйти, и они уже отрезаны от полноценного снабжения возле Курахово», — считает он.
Военный корреспондент Юрий Котенок рассказал подробности: «Предварительно, ВСУ оставили некоторые позиции и начинают выходить. В Курахово идут бои, противник не способен удержать хоть как-то позиции, постоянно откатываясь при малейших напорах пехоты. Причины очевидны, и это не отсутствие личного состава, а деморализация. После зачистки Ильинки, подошли к Новой Ильинке, противник очень ослаблен. Также поступает информация об освобождении п. Дальнее на Кураховском направлении. Там ВС РФ проводили зачистку».
ВСУ дробят у Часова Яра
На севере Донецкой области украинские вояки терпят поражения возле города Часов Яр. За минувшие сутки наши бойцы продвинулись как в самом городе, так и на его северном фланге. Украинский военный обозреватель Богдан Мирошников сообщил, что на южном фланге близок к падению плацдарм ВСУ в районе Клещеевки: «Похоже, что клещеевско-андреевский плацдарм держится последние дни. 1,5 года держать то, что уже давно разрушено — это сверхчеловеческие усилия». Он считает, что это ухудшит позиции ВСУ не только в самом Часовом Яре, но и в направлении города Константиновка. Продвижение бойцов армии России признал и боец ВСУ с позывным Мучной. «По Часову Яру: россияне смогли закрепиться в центральной части и вышли к окраинам огнеупорного комбината, сейчас это ключевая точка обороны. Если мы здесь просядем — это будет конец обороны города», — рассказал он, добавив, что российские военные теснят подразделения ВСУ и на торецком (дзержинском) направлении в районе шахты Центральной. По его словам, это ключевой опорный пункт украинской армии, потеря которого грозит обвалом линии фронта.
Ещё более гневно на обстановку отреагировал офицер ВСУ Алексей Петров, который в интервью украинским СМИ сообщил, что «россияне продвинулись в Часовом Яре в микрорайоне Октябрьский и сумели закрепиться. Серая зона теперь достигает почти центра Часова Яра. Украинские чиновники устранились от обеспечения армии и заняты грабежом, поэтому командирам ВСУ приходится самостоятельно находить оружие и технику. В ВСУ есть кризис планирования и управления. Эти проблемы нужно признавать. Я, командир подразделения, вынужден обращаться к волонтёрам, как-то выкручиваться, делать что угодно, лишь бы получить средства поражения. И возникает вопрос — а где в этой ситуации роль государства?».
Очевидно, группировка ВСУ в Часовом Яре доживает последние дни. По ней бьют российские тяжёлые самоходные миномёты «Тюльпан» в связке с реактивной артиллерией. В центре города российские десантники и мотострелки методично дробят и уничтожают по частям украинскую оборону: пулемётные точки, позиции снайперов и стационарные ретрансляторы для БПЛА. Ночью появилась информация, что наши бойцы уже зашли на территорию огнеупорного завода, последнего крупного опорника в городе. Одновременно штурмовые группы ВС РФ продвигаются и на флангах Часова Яра, подавляя позиции врага вдоль канала Северский Донец—Донбасс. Возле пос. Григорьевка и Ступочки ВСУ пытались контратаковать, но успеха не достигли.
«Нас там не ждут»: украинцев готовят к потере Донбасса
Несмотря на падение духа и кризис, ВСУ не оставляют попыток отбить утраченные позиции. По сообщениям российского Минобороны, сутки назад были отражены три контратаки штурмовых групп ВСУ. До этого были отражены 11 контратак штурмовых групп 23, 151 механизированных, 71, 152 егерских бригад ВСУ и штурмовой бригады «Лють» национальной полиции Украины. В ходе боёв российские подразделения улучшили положение по переднему краю, нанесли поражение формированиям 54 механизированной, 10 горно-штурмовой, 81 аэромобильной, 79 десантно-штурмовой бригад ВСУ и 124 бригады теробороны в районах населённых пунктов Северск, Дроновка, Андреевка, Анновка, Дачное и Курахово ДНР.
Продвижение российской армии фиксируется и на других оперативных направлениях. Возле Красноармейска (переименован Украиной в Покровск) наши войска в районе Пустынки и Петровки уничтожили огневые позиции ВСУ, расширили наступательный плацдарм, прошли вперёд от Новоалексеевки в сторону Пушкино и вдоль трассы Селидово—Покровск, а также западнее Крутого Яра. На краснолиманском участке фронта продвинулись у п. Тёрны, где были взяты опорные пункты в центральной части посёлка. Продолжаются атаки на позиции противника у Торского, Ямполовки и Грековки. Активные штурмовые действия идут в эти дни на юге и востоке у Северска.
В целом, всё чаще украинские политологи и эксперты стали признавать, что вернуть Донбасс вряд ли получится.
«Давайте говорить откровенно: Украина не сможет в ближайшее время вернуть территории, военным путём тем более. И на тех территориях нас не ждут. Люди, которые живут сегодня в Донецке, в Луганске и так далее, в большинстве своём, начиная с 14-го года, а особенно с 17-го года, когда были обрублены все экономические отношения между Украиной и неподконтрольными территориями, перекрыто сообщение и прочее с этими республиками, они не живут по киевскому времени, не ориентируются на Киев. Выросло целое поколение, которое уже не знает, что такое Украина или смутно помнят об этом. Нас там действительно не ждут. И эфемерные заявления, что мы дойдём до границ 91-го года — это шапкозакидательство и абсолютная ложь. Мы не вернём ни Крым, ни Донбасс», — резюмировал политолог Константин Бондаренко.