
Это очень необычная история, в которой есть место подвигу, предательству, трагедии и несправедливости. В 1909 году в Псковской области родился будущий Герой Вася Мурзич. В его жизни будет всё-предательство, медаль из рук Сталина, ранение, признание, и самое большое разочарование, вынести которое дано не многим.
В 1935 году, только-только вернувшись из армии, молодой Василий Мурзич пошёл участвовать в соревновании Петра Кривоноса, который развернул большое союзное мероприятие среди машинистов. Цель заключалась в том, чтобы апробировать и принять новые нормативы по вождению железнодорожного состава. Знаменитое кривоносовско-стахановское движение. В общем всё получилось, и наши составы начали бегать со скоростью 70 километров в час. Быстрее скорость-быстрее доставка-лучше результаты. Многие и не догадывались, что те участники соревнований, станут одними из главных творцов победы в Великой Отечественной, когда будут гнать платформы с танками под Сталинград и Киев.
Молодой Вася отличился в той работе, за что получил из рук Иосифа Сталина орден Трудового Красного знамени.
Спустя несколько лет, Василий женился на белокурой красавице-студентке. Большие зелёные глаза, бархатная кожа, одним словом невероятной красоты. У них были планы. Они хотели детей и долгую совместную жизнь, длиною в вечность.
Но когда пришла война, Василий Мурзич, как и многие, ушёл на войну. Сначала трудился в московском депо, а затем записался добровольцем в разведывательный отряд, который занимался диверсиями в тылу врага. Эта служба считалась не просто опасной, это, по сути был билет в один конец. Когда узнали, что Вася машинист и железнодорожник, то было принято решение готовить его группу для подрывов немецких эшелонов. Никто лучше не сделает эту работу, чем машинист. За несколько недель его обучили минному делу и отправили в Беларусь. Под Барановичи.
"На первой же мине, установленной Василием Мурзичем, подорвался фашистский эшелон. И сам подрывник вернулся живым, что осенью того года можно было считать скорее чудом, чем обыденностью. В июле 1942 года он второй раз ушёл за линию фронта. Десантная группа, в которую входил Мурзич, действовала на линии Барановичи – Волковыск в Гродненской области. На участке Гриньки – Озерница движение вражеских поездов было прервано на 42 часа. Под откос на участке Слоним – Гриньки был пущен ещё один вражеский поезд. При этом были убиты и ранены 53 фашиста. 12 сентября под откос был пущен воинский эшелон с боевой техникой, движение поездов оказалось прерванным на 33 часа.
На личном счету Василия Мурзича – 12 уничтоженных вражеских поездов. Не случайно оккупанты расклеивали в городах и сёлах листовки о том, что разыскивается «опасный советский бандит Мурзич». За его поимку обещали 10 тыс. марок и другие блага-отрывок из журнала "Гудок"

Мурзич получил орден Отечественной войны 1-й степени. Затем назначение старшим в паровозную колонну Особого резерва НКПС. Затем бесконечные эшелоны в Сталинград. Ранение. В момент удара, Васе обожгло руки и лицо, он был тяжело ранен, но состав свой до места довёл. Больше в нашей истории нет случаев, когда настолько раненый, практически слепой от травмы и обожжённый машинист вёл свой состав. За это он снова получил награду. И не одну. После госпиталя его направили восстанавливать пути. Красная Армия рвалась в Восточную Европу. Мурзич с бригадой восстановил и поднял из пепла тысячи километров путей, прокладывая дорогу своей Армии к победе. За что снова получил очередной орден Отечественной войны 2-й степени.
Домой Вася вернулся настоящим Героем. До войны он был трудовым Героем, а после стал боевым. Однако в родном селе его ждало разочарование. Жена пропала. Поскольку Беларусь была под оккупацией, то письма писать было невозможно. Он не знал, что с его женой. Соседи рассказали, что она спуталась с нацистами.

А когда немцы уходили, то она добровольно уехала с ними. Вася не поверил. Он считал, что это клевета. Но дальнейшие поиски лишь подтвердили слова соседей. Среди погибших её не было и Мурзич надеялся, что через какое-то время она вернётся из плена, куда её могли насильно угнать. Тем временем карьера фронтовика шла в гору. Он стал депутатом Верховного Совета СССР. Через несколько лет после войны, он узнал, что женщина, похожая на его жену, только с девичьей фамилией, была замечена в Прибалтике. Тогда шло активное восстановление документов. Миллионы людей потеряли свои дома, близких и, разумеется, документы. Чтобы навести порядок потребовались годы. В общем он рванул в Латвию и через пару недель отыскал её. Он надеялся, что она потеряла память, в противном случае было бы странным, что она убежала и не вернулась. Даже не написала. Встретив её, он к своему ужасу подтвердил слова односельчан. Вася пришёл в ярость и крепко избил неверную жену. Как оказалось, нацисты отказались брать её с собой в Германию при эвакуации и оставили в Прибалтике.
В конечном счёте Мурзичу дают три года за покушение на убийство. Дело рассматривают в Латвии. Почему не перенесли в Москву, учитывая статус Василия, неизвестно. Есть версия, что из-за его проблем с алкоголем и инцидента, его просто решили выкинуть с прежнего места. По другой версии, он слишком многим мешал своим нравом и характером. В конечном счёте он подает апелляцию, но приговор остаётся в силе, а к нему накидывается ещё пять лет с лишением абсолютно всех наград. Это очень суровый приговор по такой статье. Жена действительно была избита, но не покалечена и не убита.
Его отправили в Печору. Когда в лагере узнали, кто перед ними, то смогли выбить ему место железнодорожника в конвое. То есть будучи заключённым, он сам возил заключённых. В том числе и пленных немцев, от которых защищал Родину. Через два года его освободили. Руководитель лагеря добился его освобождения, но в наградах его не восстановили. После распада Советского Союза, очень многих лишённых и репрессированных, восстановили в правах и званиях. Но поскольку Василий Мурзич умер не в Беларуси и не в России, а в Латвии, то, по понятным причинам, никто его восстанавливать в правах не стал.

Местные власти реабилитировали кого угодно, включая коллаборационистов, но не советских героев. Василия Мурзича, проявившего исключительную доблесть и отвагу, но не сдержавшегося при встрече с неверной женой, спутавшейся с нацистом, не реабилитировали и не вернули заслуженные награды.
Возможно, когда-нибудь эта несправедливость будет исправлена, а пока как есть. Но это не повод не вспомнить об этом человеке, защитившем нашу Родину и пострадавшем от предательства самого близкого человека.
