
Фильм «Служебный роман» занимает 19 место в списке лидеров советского проката, а в 1977 году он был премьерой номер один — его посмотрели свыше 58 млн зрителей. По результатам опроса журнала «Советский экран» фильм был назван лучшим по итогам года, а Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков стали лучшими актерами года. Долгое время фильм был популярен и за границей.
А началась его история в марте 1971 года. Шестого числа закадычные друзья и коллеги Эмиль Брагинский и Эльдар Рязанов, стремясь подзаработать, принялись писать комедийную пьесу для театра и написали ее всего за 20 дней. Пока писали, о деньгах забыли. Увлеклись до того, что вскоре уже не авторы «управляли» персонажами, а герои пьесы «Сослуживцы», как вспоминал Рязанов, «вели нас за ручки».
Уже спустя три месяца над похождениями доброго недотёпы Новосельцева, мечтающего о тёплом местечке главы отдела статистики «лёгонькой промышленности», и товарища Калугиной в дебютной постановке молодого режиссёра Бориса Кондратьева хохотали зрители московского театра им. Маяковского. Пьеса оказалась настолько популярной, что её взяли в постоянный репертуар более полутора сотен театров СССР.

В 1973 году на популярную пьесу стали «поглядывать» работники Центрального телевидения СССР и вскоре сняли свою версию в исполнении всё тех же актёров театра. В течение нескольких лет «Сослуживцы» демонстрировались на миллионах голубых экранов. Однако авторов, а особенно Рязанова, театральное кино не устраивало. Как кинорежиссёра его крайне раздражали примитивные телевизионные кадры одного и того же сценического пространства и отсутствие полноценного монтажа изображения. Каждый раз, когда в телеэфире шли «Сослуживцы», Эльдар Александрович высказывал в непарламентских выражениях своё мнение о творении телевизионщиков. Выход был только один – сделать собственную полноценную экранизацию…
Вторым мотивом этого решения было давнее желание Рязанова поработать с Алисой Фрейндлих – именно в ней режиссёр видел идеальный образ Людмилы Прокофьевны. «Если Алиса согласится – фильму быть», – сказал сам себе весной режиссер.
Рязанов отправился в Ленинград, где актриса работала в театре имени Ленсовета.
Рязанов умудрился сломить сопротивление руководства и заполучил приму, которая с радостью согласилась сниматься, но при условии, что по первому требованию он будет отпускать Алису Бруновну в Ленинград на репетиции и спектакли. Слово Рязанов дал.

Когда начались съёмки, Фрейндлих пришлось постоянно отлучаться в театр. Отдыхать актрисе удавалось только в поезде. Во время съёмочного процесса Рязанов всячески оберегал любимицу, позволяя ей поспать в перерывах между дублями. А гримёры, прежде чем наложить Алисе Бруновне грим, делали ей маски и примочки, чтобы она выглядела свежей и выспавшейся.
В конце мая 1976 года руководство «Мосфильма» приняло киносценарий «Сослуживцев» без каких-либо поправок. Поначалу проект носил рабочее название «Сказка о руководящей Золушке».
«Служебный роман» стал первым в истории отечественного кино фильмом, где исполнителей главных ролей режиссёр наметил ещё до написания сценария, а затем сразу утвердил без каких-либо предварительных проб.
Актёрский состав был «зарезервирован» давно: Фрейндлих, Басилашвили и Немоляева, Мягков и Ахеджакова. Образ общественницы Шуры, которую «выдвинули, а потом забыли задвинуть обратно», было поручено воплотить актрисе Людмиле Ивановой. Кроме того, Иванова была председателем театрального месткома и очень хорошо знала эту работу. Как и её героиня Шура, она с большим энтузиазмом и в жизни занималась общественными делами.

Оставалось только найти подходящий образ Мымры. Не каждая актриса с хорошими внешними данными согласится себя уродовать в кадре. Фрейндлих, как и положено великим актрисам, согласилась. Перекрасилась в тёмную шатенку, зализала волосы, влезла в ужасный мешковатый коричневый костюм (на размер больше) и в уродливые башмаки. А довершил облик Мымры оператор-постановщик Владимир Нахабцев: он принёс из дома старые массивные роговые очки своего отца. И когда Алиса Бруновна их надела, то всем стало понятно: Мымра готова появиться на площадке.⠀
Киногруппе пришлось «сконструировать» главную, как сейчас говорят, «локацию» –Статистическое учреждение,на территории которого происходил почти весь «роман».
Съёмки картины начались 5 сентября 1976 года. Первым стал эпизод в столовой, где Новосельцев узнает от Шуры, что та читала письма Рыжовой, и посылает её… в бухгалтерию.⠀

20 сентября случилось то, о чём мечтал Рязанов, но никто никак не ожидал, – выпал ранний снег. Режиссёр отменил съёмки с актёрами и помчался с оператором и ассистентом снимать лирические зарисовки припорошенной снежком, но ещё лиственной Москвы. Съемочная группа носилась по улицам, лазила по крышам, киношники извозились в слякоти с головы до ног — торопились снять красоту, которая растаяла уже в полдень. Именно в эти минуты, бросив взгляд на перепачкавшихся коллег, запыхавшийся режиссёр невольно вспомнил английскую поговорку: «Нет плохой погоды, есть плохая одежда».
И далее сами собой пришли на ум строчки: «У природы нет плохой погоды, дождь, самум, буран и снегопад, я скажу вам, очень нежеланны, я беру свои слова назад…».
Уже на следующий день Рязанов, подправив свои импровизированные стихи и добавив лирики, отнёс композитору Андрею Петрову, выдав их за… произведение английского поэта Уильяма Блейка. Ничего не подозревающий Петров похвалил творчество «англичанина»: «Это ж надо, стихи в точности для нашего фильма!» и через несколько дней написал известную ныне каждому песню.

Именно в «Служебном романе» впервые запел Андрей Мягков. Блеснула своими вокальными данными и Алиса Фрейндлих. А вот Людмилу Иванову постигла неудача, несмотря на то, что для неё была написана песня. В первые дни съёмок она, как реальный председатель месткома (в театре «Современник») и киношная Шурочка, закричала: «Товарищи, сдаём по 50 копеек!», на что Мягков, заткнув уши, тут же проворчал: «Какой же у тебя противный голос, оказывается. Столько лет с тобой работаю, но такого не слышал…». Режиссёр тоже содрогнулся и… предпочёл пожертвовать песней Шурочки.
Во время съёмок Рязанов никогда не держался строго сценария и любил импровизации. Однажды он пришёл на работу и увидел, как его жена со своей подругой-костюмершей первым делом начали наводить марафет – краситься. Через несколько дней начались съёмки эпизода «Утро в учреждении». Снимали рано утром.

Разместившейся по рабочим местам женской массовке режиссёр скомандовал: «Девочки, прежде чем снимать, наведите-ка марафет». Девочки вытащили свою косметику и взялись за дело. А операторы скрытыми камерами сняли весь «процесс» — таким он и вошёл в фильм.
Нередко и крылатые фразы рождались прямо на съёмочной площадке. Например, сказанную активистке Шуре секретаршей Верочкой: «Да на тебе пахать надо», придумала сама Шура и подарила Лие Ахеджаковой.
Помимо замечательного актёрского состава в фильме работали другие «звёзды» киношного дела. Взять того же коня с крыльями – здоровенную и красивую настольную статую, которую должны были подарить к юбилею программиста Боровских и которая упала в одной из сцен со стола вместе с Новосельцевым. Эту копию скульптуры «Персей и пегас» французского скульптора Эмиля-Луи Пико киношники называют «любимой лошадью «Мосфильма». Она снялась ещё в трёх киношедеврах отечественного кинематографа – комедии Гайдая «Бриллиантовая рука», в культовой картине Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны», и в фильме «Мой ласковый и нежный зверь».

Чтобы актёры прочно вживались в свои роли, требуются не только хорошие профессиональные качества, крепкий сценарный текст, костюмы, но и соответствующая обстановка. Декорации и внешний антураж – неотъемлемая часть почти каждого фильма. «Служебный роман» не стал исключением. Ассистенту по реквизиту Евгению Цимбалу пришлось немало потрудиться. Он обошёл множество представительств различных зарубежных компаний и контор по типу «Техноимпорта», откуда приволок ворох буклетов, календарей и прочей конторской полиграфии. У какого-то иностранца купил за пол-литра «Столичной» знаменитую четырёхцветную шариковую ручку, которая фигурировала в сценарии как самохваловский сувенир из Швейцарии для Мымры-Калугиной.
Задолго до окончания съёмок Рязанов начал понимать, что фильм явно не вмещается в заявленный хронометраж: 2 часа 40 минут. Во время монтажа вообще выяснилось, что материала снято на четырёхчасовой фильм! Это в наши дни можно было бы сделать ещё и удлинённую телеверсию картины, а тогда… Рязанов с болью принялся урезать снятое. В корзину полетело много интересных сцен.

Исчезли даже некоторые персонажи. Так, например, секретарша Верочка осталась без мужа. Изначально у модницы был ревнивый супруг, да ещё ярый любитель-байкер. Снимали в этой роли комика Михаила Светина. В новомодной кожанке, с кучей замков-молний и в здоровенном мотоциклетном шлеме малорослый Светин смотрелся комично. Отсняв несколько кадров, режиссёр внезапно отказался от актёра. «Для лирической комедии слишком… смешно. Я же не эксцентрик Гайдай», – решил Рязанов и пригласил другого – Александра Фатюшина. Эпизоды пересняли, однако Фатюшин внезапно заболел и лёг в больницу на операцию. Рязанов терпеливо ждал, но когда выяснил, что фильм получается слишком длинным, почти полностью сократил этого персонажа, оставив его «голосом в телефоне», с которым ругается Верочка.
Впрочем, и его голосу не повезло – «голос мужа» секретарши изображал тов. Самохвалов – Басилашвили. А Фатюшина можно всё-таки увидеть в фильме – в начале второй серии он на несколько секунд появляется в сцене «похорон Бубликова», причём вместе с мотошлемом в руке.
Сократил Рязанов и одну из самых смешных сцен «Похороны мнимого Бубликова». Она заканчивалась тем, как перепуганная видом «воскресшего» Петра Ивановича Шура спряталась в лифте. На самом деле разъярённый Бубликов наступал на общественницу с кулаками, а та удирала с воплями.
Во время одного из дублей Рязанов неожиданно прервал съёмку, отвел Иванову в сторону, чтобы Щербаков ничего не слышал, и сказал: «Как только он к вам приблизится – орите что есть силы: «Ура, да здравствует живой товарищ Бубликов!». Поглядим за его реакцией». Когда Иванова завопила здравицу «тем самым» отвратительным голосом, растерявшийся актёр начал кланяться в разные стороны, приговаривая: «Спасибо за всё, дорогие товарищи!». А Иванова ещё и бросалась к нему на шею, осыпая поцелуями. На съёмках хохотала вся группа, но эту забавную сцену тоже пришлось убрать.

Съёмки «Служебного романа» завершились 20 января 1977 года, а в октябре состоялась всесоюзная премьера. Только за три месяца её увидело почти 60 миллионов зрителей. Главных героев, даже отрицательных, полюбила вся страна.
Неприятные последствия ощутили только близкие родственники Людмилы Ивановой – муж и сын. Они стеснялись образа, который неотступно следовал за актрисой. Придя домой с уроков вскоре после премьеры фильма, сын Ваня сказал: «Мам, ты лучше пока в школе не появляйся. Тебя там за ненормальную держат».
/Источник:
С.Балахнин «Служебному роману — 40 лет»/obozrenie-chita.ru/
О.Шаблинская ««Мымра» на крыше «тучереза». Где и как снимали знаменитый «Служебный роман»/
По материалам Ⓒ Фильмошная

