Закон о безнаказанном игнорировании судов: как государство лишает граждан права на справедливость

КОНТ 3 часов назад 29
Preview

В апреле 2025 года был принят законопроект № 875792-8, который фактически разрешает государству не исполнять решения судов, если в бюджете не заложены необходимые деньги. Это возмутительное нововведение ставит под угрозу права миллионов граждан, обрекая их на бесконечные судебные тяжбы без реального результата. Почему вместо борьбы с воровством бюджетных средств власти выбирают путь ограничения судебной защиты? Разбираемся в деталях и последствиях этого скандального закона.

Законопроект № 875792-8, принятый Государственной Думой в третьем чтении 8 апреля 2025 года и одобренный Советом Федерации 16 апреля 2025 года, вносит существенные изменения в часть 7 статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Новая редакция этой нормы устанавливает, что исполнение судебных актов, требующих выделения бюджетных ассигнований в текущем финансовом году, будет осуществляться исключительно в пределах ассигнований, предусмотренных законом о бюджете по статьям расходов, соответствующим целям, определенным судебным актом.

Суть законопроекта

Данная поправка фактически дает государственным органам право не исполнять решения судов, если на исполнение таких решений в бюджете текущего года не предусмотрены необходимые средства. Это означает, что если суд вынес решение о выплате денежных средств из бюджета, но соответствующие ассигнования в бюджете отсутствуют, государство может ссылаться на это и не выполнять судебный акт. Исключением из этого правила является взыскание денежных средств для компенсации причиненного вреда — такие решения должны исполняться вне зависимости от наличия ассигнований

На практике это создает серьезные риски для граждан и организаций, добивающихся защиты своих прав через суд. Теперь при обращении в суд необходимо информировать доверителей о том, что даже выигранное дело может не привести к фактическому исполнению решения, если бюджет не предусматривает соответствующих расходов. Это подрывает принцип общеобязательности судебных актов и гарантированности судебной защиты, закрепленный в Конституции РФ.

Мнение Юриста:

Юристы и представители судебной системы резко раскритиковали данный законопроект. Они отмечают, что он создает прецедент «бумажных» решений, которые формально существуют, но не имеют реального механизма исполнения. Это ведет к параличу судебной системы и подрывает доверие к правосудию. Подчеркну, что право на судебную защиту гарантировано статьей 46 Конституции РФ, а решения судов обязательны для исполнения без каких-либо условий.

Сенатор Совета Федерации Андрей Клишас выступил против поправок, заявив, что проблемы нехватки бюджетных средств должны решаться властями другими способами, а не за счет ущемления прав граждан через неисполнение судебных решений. Он также отметил, что Верховный суд РФ не поддерживает данный законопроект.

Проблема планирования бюджета и пробелы в законопроекте

Законопроект не предусматривает обязательного включения в проект бюджета на следующий финансовый год тех выплат, которые были установлены к взысканию судами в текущем году, но не были исполнены из-за отсутствия ассигнований. Это значительный пробел, поскольку без такой нормы судебные решения могут оставаться невыполненными годами, а граждане и организации — без реальной защиты своих прав.

Категории дел с возможными взысканиями из бюджета

Судебные решения с взысканиями из бюджета могут касаться различных категорий дел, включая:

• Выплаты по социальным обязательствам (пенсии, пособия, компенсации).

• Взыскания по трудовым спорам, связанным с невыплатой заработной платы.

• Компенсации за причиненный вред здоровью или имуществу.

• Исполнение решений по налоговым и административным спорам.

• Возмещение ущерба в результате коррупционных и финансовых преступлений, где государство выступает ответчиком или гарантирует выплаты.

Воровство бюджетных средств как корень проблемы

Одной из главных причин дефицита бюджета и невозможности исполнения судебных решений является коррупция и хищение государственных средств. В России за последние годы было несколько громких коррупционных дел, связанных с крупными бюджетными хищениями. Например, дело бывшего министра финансов Подмосковья Алексея Кузнецова, обвиняемого в мошенничестве и легализации имущества на сумму свыше 10 млрд рублей, нанесло серьезный ущерб бюджету региона и государства в целом7.

Борьба с коррупцией и эффективное управление бюджетными средствами могли бы значительно снизить проблему нехватки ассигнований для исполнения судебных решений. Вместо того чтобы вводить нормы, позволяющие не исполнять решения судов, государству следовало бы сосредоточиться на устранении причин бюджетных дефицитов — в первую очередь, на борьбе с коррупцией и рачительном расходовании средств.

Что нам ждать:

1. Массовое неисполнение судебных решений по искам к государству

Введение нормы, позволяющей не исполнять судебные решения из-за отсутствия соответствующих ассигнований в бюджете, может привести к резонансным случаям, когда граждане и организации, выигравшие суд у государства, не получат положенные им выплаты. Например, пострадавшие от незаконных действий чиновников, добившиеся компенсаций через суд, будут получать формальные отказы под предлогом "нет денег в бюджете". Это может вызвать волну общественного негодования и судебных споров, которые останутся на бумаге.

2. Усиление коррупционных рисков и злоупотреблений

Новая редакция Бюджетного кодекса создает лазейку для коррупции: чиновники, зная о невозможности исполнения решений, могут использовать это как инструмент давления или для получения взяток за "ускорение" выплат. В условиях, когда уже зафиксированы рекордные взятки и хищения бюджетных средств (например, дела Сатюкова и Соколова, Юревича и Белоусова, Захарченко, Тамбиева — суммы взяток в миллиарды рублей), появление дополнительного механизма для манипуляций с бюджетными выплатами может спровоцировать новые громкие коррупционные скандалы.

3. Примеры возможных скандалов по категориям дел

• Социальные выплаты: Пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, выигравшие суды о перерасчете или выплате пособий, могут не получить деньги из-за отсутствия ассигнований. Это вызовет общественный резонанс, особенно если речь идет о социально незащищённых группах.

• Компенсации за вред здоровью: Пострадавшие в результате действий государственных органов (например, незаконные задержания, медицинские ошибки в государственных учреждениях) могут остаться без компенсаций, несмотря на решения судов.

• Выплаты бюджетникам: Учителя, врачи, сотрудники госучреждений, добившиеся через суд выплаты задолженности по зарплате или компенсаций, могут столкнуться с отказом в исполнении решений.

• Коррупционные иски: В случае взыскания ущерба с чиновников, уличённых в коррупции, государство может не исполнить решение суда, сославшись на отсутствие средств, что вызовет новый виток скандалов на фоне уже известных дел о крупных взятках и хищениях2.

4. Усиление социальной напряжённости и недоверия к власти

Массовое неисполнение судебных решений по финансовым вопросам может привести к росту недоверия к судебной и исполнительной власти, усилению протестных настроений, появлению новых общественных движений в защиту прав граждан. Особенно остро это будет восприниматься на фоне регулярных сообщений о крупных коррупционных преступлениях и хищениях бюджетных средств.

5. Скандалы вокруг приоритетов бюджета

Скандалы могут возникнуть и на фоне того, что средства на исполнение судебных решений не заложены, в то время как на другие, менее приоритетные или даже сомнительные расходы, деньги находятся. Это может стать предметом расследований и журналистских разоблачений, усиливая негативный фон вокруг новых изменений.

6. Политические последствия и международный резонанс

Невыполнение судебных решений по искам к государству может стать предметом рассмотрения в международных судах и организациях, что приведёт к дополнительному репутационному ущербу для России.

И что же в итоге?

Изменения в Бюджетном кодексе открывают путь к целому ряду скандальных историй: от массового неисполнения решений судов и роста коррупции до усиления социальной напряжённости и международного резонанса. На фоне уже известных случаев хищения и нецелевого расходования бюджетных средств эти поправки могут стать катализатором новых громких скандалов, подрывающих доверие к государству и судебной системе1.

Принятие законопроекта № 875792-8 — возмутительное решение, которое ставит под угрозу права граждан и юридических лиц на судебную защиту. Если в бюджете нет денег, почему должны страдать люди, добившиеся справедливости в суде? Вместо того чтобы ограничивать исполнение судебных актов, государству необходимо искать реальные пути решения бюджетных проблем, в том числе через борьбу с коррупцией и эффективное планирование бюджетных расходов.

С введением новой нормы исполнение судебных решений, связанных с выплатами из бюджета, становится под угрозой, что может привести к массовому недоверию к судебной системе и росту социальной напряженности. Необходимо срочно пересмотреть данный законопроект и обеспечить механизмы, которые гарантируют исполнение судебных решений вне зависимости от краткосрочных бюджетных ограничений.

Что вы думаете об этом? Расскажите в комментариях.

Читать продолжение в источнике: КОНТ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'