ЕЛЕНА ПАНИНА
7 августа Ильхам Алиев встретился в Вашингтоне со спецпосланником президента США Стивом Уиткоффом, где в их присутствии был подписан меморандум о сотрудничестве между азербайджанской нефтяной компанией SOCAR и концерном ExxonMobil.

◼ Прибыл Алиев в Вашингтон по приглашению президента США. И, судя по всему, это не последний документ, который будет подписан в ближайшее время: Трамп уверен, что представители Армении и Азербайджана поставят подписи ещё и под нечто похожим на мирный договор, по которому предполагается передача Зангезурского коридора между Азербайджаном и его эксклавом Нахичеванью де-факто под американский контроль. По новой традиции, это будет называться "Trump Route for International Peace and Prosperity" (TRIPP) — "Маршрут Трампа ради международного мира и процветания".
Наверняка эти события накануне обсуждались в Москве, хотя, по мнению многих, Уиткофф прилетал сугубо для того, чтобы поговорить про Украину. Отметим и то, что о грядущем подписании соглашения между SOCAR и ExxonMobil Reuters сообщал ещё в начале июня — удивительно синхронно с желанием Алиева начать конфликтовать с Россией.
◼ В происходящих в Закавказье событиях для нашей страны нет ничего хорошего. Дело даже не в том, что США — через спецпосланника и бизнес-лоббистов, в том числе ExxonMobil и фигуры, связанные с Трампом, — активизируются в Азербайджане и Закавказье в целом.
Дело в том, что это не просто энергетика, это ещё и контроль над ключевыми транзитными маршрутами между Каспием и Европой, который даёт Америке прекрасные бонусы:
Да, Америка уже не может воевать на три фронта. Но, как видим, всё ещё может строить коридоры и ставить своих партнёров на ключевые развязки. Таким образом, во всей этой истории США небезуспешно достигают несколько целей:
● отрезание России от Закавказья посредством обнуления влияния в Армении, усиления Азербайджана и внедрения американской инфраструктуры;
● блокирование Ирана: Тегеран обоснованно воспринимает Зангезурский коридор как угрозу своему северу, особенно на фоне латентных претензий Баку на часть страны;
● создание прокси-инфраструктуры против КНР: Пекин продвигает свой "Пояс и путь" через Каспий, тогда как США, получая инфраструктурный контроль, могут теперь сдерживать китайский выход в Европу через Кавказ.
◼ Но в плюсе тут — не только Вашингтон. Азербайджан получает рычаг давления на переговорах с ЕС, Турцией и даже Китаем. Выигрывает и Турция: она воспринимает Азербайджан как своего младшего брата, а её бизнес уже встроен в нефтяные и транспортные схемы. С появлением коридора усиливается и вся логика пантуранизма с его "Тюркским миром".
Есть, правда, минусы: сама Турция, хоть и усиливается как транзитёр, теряет монополию — Баку теперь имеет альтернативного "старшего брата" в лице Вашингтона. Кроме того, действия США в Закавказье объективно подталкивают Россию, Китай и Иран к более тесному взаимодействию для отражения угрозы.
И всё же следует констатировать: