Накануне британский The Economist выкатил огромную статью с предсказаниями, точнее, прогнозами на 2025 год. Как по мне, рановато, но тем не менее.
Помимо очевидных трендов на политическую нестабильность, основанную, прежде всего, на приходе Трампа и экономическом кризисе в Европе, а также довольно трудно прогнозируемые тенденции на увеличение роли ИИ в нашей жизни, журналисты издания много времени уделили фактической сегментации мира и отказу от теории и практики глобализма, хотя прямо этого так и не сказали.
«Последствия ошеломляющей победы Трампа повлияют на всё — от иммиграции и обороны до экономики и торговли. Его политика „Америка превыше всего‟ заставит как друзей, так и врагов усомниться в прочности американских альянсов. Это может привести к геополитическим перестановкам, росту напряжённости и даже распространению ядерного оружия», — пишет издание.
Зато, вместо откровенного признания провала глобального проекта, появилась странная, на мой взгляд, формулировка о «негативной реакции на чрезмерный туризм». Впрочем, под ней авторы статьи понимают не только проблематику условно хаотичного перемещения значительных масс людей, особенно в наиболее привлекательных с туристической точки зрения местах, но и движение товаров и денег.
«То самое глобальное перемещение людей, а не только товаров, сталкивается с растущими трениями. Конфликты нарушают работу мировой авиации. Европа вводит новые пограничные проверки, а её шенгенская система без границ приходит в упадок. Негативная реакция на „чрезмерный туризм‟ уменьшится в 2025 году, но ограничения, введённые многими городами, от Амстердама до Венеции, останутся», — говорится в публикации.
На самом деле, речь идёт о пресловутом «железном занавесе», только в глобальных масштабах, который снова станет отличительной чертой мироустройства. И виной тому — кто бы сомневался — Дональд Трап и главные геополитические «враги глобализма»: Россия, КНР, КНДР и Иран, коих The Economist окрестил «квартетом хаоса» и, как следствие, рекомендовал «цивилизованным странам» ограничить с ними свои контакты.
«Более ориентированная на сделки позиция Америки и скептицизм по отношению к иностранным делам будут способствовать возникновению проблем со стороны Китая, России, Ирана и Северной Кореи („квартета хаоса‟) и дальнейшему вмешательству региональных держав... Соперничество Америки с Китаем проявится в торговой войне, поскольку мистер Трамп вводит ограничения и повышает тарифы, в том числе, для союзников Америки. По мере усиления протекционизма китайские фирмы расширяют свою деятельность за рубежом, как для того, чтобы обойти торговые барьеры, так и для того, чтобы выйти на новые рынки на глобальном юге. Вот вам и „развязка‟: у китайских фирм, строящих заводы от Мексики до Венгрии, другие планы», — подчёркивается в статье.
Резюмируя свой прогноз, британские эксперты отмечают, что одним из уроков 2024 года стало «ожидание невероятного», особенно «учитывая попытки покушений, взрывающиеся рации и гигантские ракеты, которые захватываются палочками для еды», а потому и в году наступающем стоит быть готовым к сюрпризам, причём, отнюдь не всегда приятным.
Кстати, о сюрпризах. Для самих авторов публикации таковым может стать понимание, что попытка противопоставить некую «ось Зла» всему остальному «прогрессивному человечеству» в этот раз может сыграть с Западом злую шутку и обернуться уже против него самого.
Как с нескрываемой тревогой пишет Bloomberg, якобы планируемый в 2025 году визит президента России Владимира Путина в Индию можно рассматривать как подтверждение того, что «усилия США по изоляции Москвы на мировой арене терпят неудачу».
«Если Путин всё-таки поедет в Индию, это будет сигнализировать о его растущей уверенности в отношении поездок за границу, хотя в марте прошлого года Международный уголовный суд выдал ордер на его арест по обвинению в предполагаемых военных преступлениях на Украине. Индия — не член Международного уголовного суда и не обязана выполнять ордер», — уточняет агентство.
Объединив некоторые мысли, высказанные в обеих статьях, получим довольно очевидный вывод: чем больше Запад пытается кого-то изолировать, тем больше сам оказывается в изоляции от мирового большинства, и всё это ради попытки сохранить себя в нынешнем виде и нежелания менять свою привычную политику, согласуясь, в том числе, и с ситуацией «на земле».
Это, кстати, типичное поведение любого тоталитарного, автократического режима, закрывающего свои границы от вмешательства и влияния извне, дабы ничто не могло подорвать его устои.
Чего греха таить, в своё время так вёл себя СССР, правда, по другим причинам. Так ведёт себя современная Украина, превратившая страну в эдакий концлагерь без окон, без дверей. Судьба Советского Союза, увы, известна. Судьба «Незалежной» переопределена и «как бы немного предсказуема».
В полной изоляции, в том числе (а, быть может, и прежде всего) информационной, Запад протянет, конечно, подольше, чем режим Зеленского, но перспективы у него всё равно безрадостные. В современном инфополе слишком много «щелей», и как бы там ни старались, законопатить их все всё равно не удастся. Особенно в ситуации, когда информационная и, как уже было сказано, торговая война может начаться между вчерашними союзниками — США и Европой.
Кстати, что примечательно, глобальной горячей войны в 2025 году The Economist не предрекает. Что, разумеется, не может не радовать. Впрочем, от продолжения и даже эскалации конфликтов региональных нас это никак не спасёт. Украина, Ближний Восток, Азиатско-Тихоокеанский регион продолжают быть точками разной степени пожароопасности.
Тем не менее, шанс не перейти к мировому Апокалипсису всё же есть. И на том, как говорится, спасибо.
Алексей Белов