
"Убежденные люди надрывались, мучались, метались, вопрошали и вместо ответа видели перед собой запертую дверь. Пестрые люди следили в недоумении за их потугами и в то же время нюхали в воздухе, чем пахнет. Пахло не хорошо" - "Вяленная вобла" М.Е. Салтыков-Щедрин
Если всерьез и по взрослому попытаться заглянуть вперед — и не только далеко, но хотя бы и близко, то что мы обнаружим? Многие увидят — если честно, без дураков и ангажементов — сплошную серую пелену. Многие не могут видеть ничего далее своего нома. Чаще всего — причине отвычки загадывать далее дня, или, в лучшем случае — недели. И по привычке отвычки думать далее шага вперед. И соответственно — помнить более шага назад (эффект, получивший в сети название эффекта «золотой рыбки» (хотя, собственно, карпики-золотые рыбки далеко не столь уж беспамятны, сколь это считается в сети).
Но не в «привычах-отвычках» или в личных способностях дело. Дело в том, что непроницаемая мгла будущего на самом деле существует и на самом деле придвинулась максимально. Обычное, обыденное, обиходное прогнозирование ещё действует, но прозревать далее — увольте. Хотя, конечно, самолеты (в разных странах) не перестанут летать, корабли бороздить, банки — работать, политики — лгать. И дело тут не в незыблемости вселенских законов, и не хитроумии рода людского. Дело в целом — в той громадной, гомерической инерции, которую набрал мир. Набрал в обычаях и формах обустройства жилища, бытия общества, в юридических и политических порядках, в экономике, искусстве, религии, науке. Во всем-всем-всем. Инерция сия громадна потому что о-очень давняя. Это инерция движения развития производства, хозяйствования, прогресса, истории, чье начало лежит в в эпоху мезолита (как минимум).
Когда это было? 15 тыс лет до нашей эры и 2 тысячи лет нашей эры. Итого 17 тыс. лет — но это как минимум. Вообще считать можно и 40-50 тыс. лет назад, и 125 — 250 тыс. лет назад, и даже 0,5-1,5 млн. лет назад. Кто как полагает время начала существования человека как такового, кого мы полагаем человеком — эректуса ли, неандертальца-денисовца ли, кроманьонца, наконец …
Все это время человек помнит себя и жил в условиях неограниченного и не связанного транспортно и информационно мира. Мир все это время — вплоть до фактического подтверждения шарообразной замкнутостью Земли — не казался, а был фактически незамкнутым, бесконечным. Безмерное Море Мрака, Андо Ломен (Двери Ночи, Толкиен) — вот что существовало для человека вместо предела. И постепенно отодвигая стену мрака, человек жил все эти сотни и тысячи лет. Жил в условиях фактической безграничности, постепенно расширяя границы своего обитаемого и обустроенности мира. Жил, думая, что в потугах "оттодвижения" это стены и состоит прогресс.
То есть все и любые цивилизации — как ныне существующие, так и исчезнувшие — были цивилизациями бесконечного и безграничного мира. Именно в цивилизациях такого мира возможно было изгнанничество, ушкуйничество и первопроходчество-пионерство. Именно в такого типа мире возможен центр и периферии, возможны цивилизованные люди и варвары. Именно в таком мире возможны войны и переделы мира — известного, но и бесконечного мира. Именно в таком мире возможны нерушимые границы , великие китайские и берлинские стены. Именно в таком мире была возможна мечта о мировом господстве — Атиллы, Чингиза, Александра, Наполеона, в конце концов - Маркса-Ленина-Сталина, Мао или Гитлера*.
Вообще-то, подсознательно, все эти (и подобные им) бонзы мечтали о конечном, четко ограниченном мире, находясь в мире безграничном. Именно отсутствие реальных границ давало возможность бурно цвести цветам тоталитаризма. То есть и тоталитаризм своей сутью одновременно и утверждал в мечтах, и отрицал эту безграничность. И ,в качестве почти шутки - именно в безграничном мире возможен беспредел.
Собственно, именно так, как будто-бы находясь в безграничном мире, живет подавляющее большинство и ныне — будь то банкир, президент, бомж, политик, полицейский, учитель. То есть живут так, как и жил весь род людской, начиная со времен мезолита.
Конечность , ограниченность, предельность мира не только географическая, геодезическая или геометрическая. Это конечность (ограниченность, переходящая в исчерпанность) ресурсов, рекреационной и регенерационной мощности экосистем. Это и ограниченность энергетики, которой — любой в нынешних масштабах — принципиально, порядково не хватит для преодоления ограниченности пространства и вещества.
Мы находимся в мире замкнутом транспортно и информационно. При этом мы ещё не знаем (не задумывались или не сообразили) — чем чревата эта транспортная и информационная замкнутость.
Это неосознанность и есть самая главная «засада» замкнутого мира. Непонимание или недопонимание всех последствий, которые имеет и ещё будет иметь эта замкнутость — вот главная (но не единственная) угроза человечеству в прямом, физическом и экзистенциальном смыслах.
* - Справедливости ради надо сказать, что Наполеон, Маркс-Ленин-Сталин, Мао или Гитлер находились (что было уже известно) в конечном мире. Но продолжали мечтать и вожделеть, как будто бы находясь ещё в бесконечном мире.
