Александр Бабицкий
Гонка вооружений — явление, начало которого никто официально не объявляет. Но активное наращивание военного потенциала основными игроками — это неоспоримый факт. Чем и занимаются и Россия, которая модернизирует свои вооружения в ходе СВО, и Китай, который производит новинки "последнего поколения", и Евросоюз, заявивший о планах потратить почти 1 трлн евро на эти цели. Разумеется, США не могут остаться в стороне, вот только пока что заявления из Белого дома заставляют то усмехнуться, то усомниться в адекватности американцев. Или не всё так просто?
Нынешний президент США Дональд Трамп не просто выходец из большого американского бизнеса и не менее масштабного шоу-бизнеса — он является живым олицетворением этих специфических национальных видов деятельности.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что один из главных принципов заокеанского бизнеса — хоть с приставкой "шоу", хоть без — Трамп активно использует и в качестве политика. Максимально громкие заявления, призванные привлечь побольше внимания и при этом сбить с толку конкурентов-оппонентов.
Трамп перестарался с эпатажем?
Так что когда с 2020 года хозяин Белого дома принялся периодически говорить о том, что русские якобы украли у американцев чертежи гиперзвуковой "супер-пупер-ракеты" (перед вами не молодёжный сленг, а прямая речь президента США…) и именно этим объясняются достижения России в современных вооружениях, многие списали это на эпатаж.
Да и аналогичные слова после возвращения Трампа в президентское кресло были восприняты как выпад в сторону демократов и лично Обамы. Мол, это всё Барак со своими приспешниками проморгал ракету, и теперь приходится догонять русских.

Но когда уже в апреле эксцентричный политик заявил о том, что у США есть особое оружие, о котором никто ничего не знает и оно самое мощное в мире, критики Трампа начали уже откровенно крутить пальцем у виска. Мол, ладно "супер-пупер-ракета", но самое мощное оружие в мире — это уже перебор.
Что же представит общественности Трамп? "Звезду смерти" из киносаги "Звёздные войны"? Мифическое климатическое оружие, вызывающее новый ледниковый период или землетрясения? Волшебная палочка Гарри Поттера?
Управлять пространством и временем… В Белом доме точно всё в порядке?
Окончательно же интернет-общественность заподозрила нынешнюю команду Белого дома во главе с Трампом в неадекватности с темой секретного супероружия после того, как в Сети появился отрывок выступления Майкла Крациоса. Молодой человек (нет ещё и сорока лет — для сферы политики почти детский возраст) занимает должность директора управления Белого дома по науке и технологической политике.
И вот что заявил с трибуны Крациос:
Наши [американские] технологии позволяют нам манипулировать временем и пространством. Они уничтожают расстояние, заставляют вещи расти и повышают производительность.

И действительно, на первый взгляд кажется, особенно на фоне прежних заявлений Трампа о "супер-пупер-ракете", что нынешняя вашингтонская администрация уже не знает, какими "доказательствами" своей военной мощи пугать остальной мир. И остаётся прибегать к совсем уж сенсационным заявлениям.
Заявление Крациоса вызывает сомнения ещё и потому, что в Штатах Трампа активно критикуют ещё и за то, что он поставил на должность "главного по науке и технологиям" человека без учёной степени и технического образования. И это правда: Крациос ни разу не учёный, высшее образование у него политологическое, а до прихода в 2017-м в политику он работал исключительно в различных инвестиционных фондах.
Однако к словам этого представителя Белого дома всё-таки следует отнестись серьёзнее, чем просто к безответственным фантазиям дилетанта.
Всё по классике: война — двигатель прогресса…
И вот почему.
Дело в том, что функция Майкла Крациоса и не подразумевает собственных научных достижений, открытий и изобретений. Он — управленец-менеджер, перед которым стоит задача координации действий американского государства и IT-корпораций. И сфера этих совместных усилий — разработка искусственного интеллекта (ИИ).
Именно к этой сфере, а вовсе не к чему-либо с приставкой "супер", и относится громкое заявление Крациоса о манипуляции временем и пространством, уничтожении расстояний и повышении производительности. Этого человека, на которого возложена функция бюрократического рычага для совершения рывка в разработке ИИ, уже вовсю ругают противники Трампа.
Сами демократы, конечно, не против наличия у Америки искусственного интеллекта, но соображения политической борьбы вынуждают их рассуждать о необходимости дополнительных исследований и тестов, о потенциальных опасностях ИИ, прежде всего, в военной сфере. А именно для военных нужд Трамп в первую очередь и подгоняет американских "айтишников" в гонке цифровых вооружений.

Воздушные, наземные и морские беспилотники, сфера разведки и координации боевых действий, диверсионные программы по выводу из действия критической гражданской и военной инфраструктуры противника — поле применения искусственного интеллекта поистине безгранично.
При этом сам Крациос и не скрывает: предполагаемое ускоренное развитие ИИ-технологий направлено на получение военного преимущества, прежде всего, перед Китаем. Искусственный интеллект, квантовые вычисления и ядерная программа — вот те направления, которые обозначил чиновник Трампа в качестве технологических приоритетов Белого дома.
С тотальным контролем никто лучше ИИ не справится
Ещё одним тревожным поводом воспринимать слова Крациоса не как заклинание из комикса или фантастического фильма, а как программу действий являются его тесные связи с Илоном Маском и Питером Тилем. И если одиозная фигура Маска на виду и постоянно обсуждается, то находящийся в тени Тиль представляет собой зловещую фигуру.

Как уже рассказывал Царьград, Питер Тиль — один из кумиров нового поколения Кремниевой долины, сверхуспешный менеджер стартапов, инвестиционный партнёр Илона Маска. А ещё — человек, который открыто выразил идеологию постиндустриального общества, в котором авторитарные методы управления и создание собственных культов является наиболее успешной моделью управления.
Как это связано с разработкой "компьютерного сверхразума"?
Искусственный интеллект в трактовке Тиля и, надо полагать, Трампа (не зря же он сразу после возвращения в Белый дом объявил о создании фонда разработки ИИ с бюджетом в 500 млрд долларов) должен обеспечить тотальный контроль над человечеством. Над всеми сторонами жизни современного человека — его финансами, интересами, общением и даже образом мыслей.

И первые практические шаги на этом пути, похоже, уже на подходе: 22 апреля газета The Washington Post сообщила, что подготовлен проект указа Трампа о повсеместном внедрении искусственного интеллекта в учебных заведениях. Вашингтон готовит базу для массовой подготовки рабочих кадров, способных обслуживать масштабную систему ИИ.
Характерно и явно не случайно текст проекта указа перекликается с речью Крациоса:
ИИ стимулирует инновации во всех отраслях, повышает производительность и меняет наш образ жизни и работы.
Что с того?
Итак, сколь бы забавными и нелепыми ни казались претензии менеджеров из Белого дома на власть над временем, пространством и расстояниями, они отражают вполне реальные планы Трампа и стоящих за ним людей. Тех представителей держащихся в тени элит, которые осознали провал радикально-либерального глобалистского проекта и сделали ставку на более консервативную часть американского общества и государства.
Ему не нужна, иными словами, "просто Гренландия". И даже противостояние с Китаем выглядит в данном контексте вторично. Новый хозяин Белого дома хочет управлять всем миром — ни больше ни меньше. Взять под контроль всё. Тогда не будет проблем ни с каким противником. И все согласятся на любые предложенные им сделки. А предупреждение уже сделано: "Готовьтесь все".
И хотя от гиперзвукового оружия американцы, конечно, не откажутся, их планы по созданию "самого мощного оружия" в мире направлены на широкое применение ИИ.
А уж где именно искусственный интеллект будет использован — в военной сфере для борьбы с глобальными конкурентами или в социальной инженерии для контроля над собственными гражданами, это уже детали. Потому что такой инструмент, Трамп не соврал, действительно будет самым мощным оружием в мире.
Тут уже не до шуток, Россия должна быть готова к такому вызову. Как известно, лучший ответ на любой вызов — быть на пару шагов впереди.