Посадка – всегда испытание. Почему самолетам запрещено приземляться с полными баками, кому вредит сбрасываемое топливо?

Источник: RuNews24 (Новости Дня) | Дата: 1 неделя назад

Перелёты для россиян перестали быть редкостью. Воздушный транспорт позволяет быстрее добраться до нужной точки с комфортом и красивыми видами. Однако мало кому известно, что следует после объявления аварийной посадки и почему необходимо максимально сбросить топливо.

Многие пассажиры, заходя на борт самолета, даже не подразумевают, насколько сложным будет путь. Всю ответственность на себя берет командир корабля. Он отвечает за безопасность пассажиров, действия во время внештатных ситуаций и сохранность самолёта. 

Именно поэтому для некоторых сброс топлива в критической ситуации непонятен и кажется чем-то странным. В машине ведь без бензина нельзя лишь поехать, а здесь, наоборот, — затормозить. 

При проектировании самолётов инженеры учитывают 2 ключевых параметра: максимальную взлётную массу и максимальную посадочную массу.

Первая позволяет понять, при каком максимальном весе воздушное судно может безопасно взлететь. А вторая — сколько должен весить самолет, чтобы безопасно сесть и не получить повреждений. 

Часто эти показатели сильно разнятся. К примеру, у типичного пассажирского лайнера Boeing 777 максимальная взлётная масса может достигать около 350 тонн. А вот для посадки он должен сбросить минимум 90 тонн. Если его вес будет выше этого показателя, о мягкой посадке можно смело забыть, а риски аварии значительно возрастут.

В нормальной ситуации эта разница легко достигается во время полета: топливо расходуется, и масса снижается. 

Низкая масса самолета при посадке позволяет снизить ударную нагрузку на шасси. Тяжёлый самолёт требует немалых энергозатрат для мягкого приземления. Большую нагрузку шасси могут не выдержать, что приведёт к опасным последствиям. 

Посадка по сравнению со взлётом — процесс более динамичный. При касании земли шасси испытывают колоссальные нагрузки. На скорости они могут касаться поверхности взлетно-посадочной полосы и создавать искры. Если топливные баки будут полными, это может привести к воспламенению.

Иногда кажется, что опытный пилот может все, но посадка, чаще всего, бывает непредсказуемой. Небольшое отклонение от расчётов — и перегрузок не избежать. 

Также влияют на «мягкость» посадки погодные условия, качество взлетно-посадочной полосы и износ шасси. 

Аварийные условия также не оставляют времени для манёвров. В критической ситуации думать необходимо быстро, пока не изменились изначальные условия. 

Опытные пилоты действительно умеют сажать самолёты с полными баками. Но чаще всего топливо попросту сбрасывают. 

В истории отечественной авиации есть немало примеров, когда такой риск заканчивался трагедией. 

Для таких внештатных ситуаций воздушное судно оснащено автоматической системой сброса топлива. Она способна всего за несколько минут снизить массу самолёта до безопасной и спокойн...