Правозащитник Зотов рассказал, можно ли оспорить штраф за безбилетный проезд, если не приняли наличные

Источник: Общественная Служба Новостей | Дата: 2 недели назад

Маршруты наземного общественного транспорта, которые работают без кондукторов и предполагают безналичную оплату проезда, в большинстве регионов все же допускают возможность расплатиться наличными – например, через водителя. Если же пассажира оштрафовали как безбилетника, поскольку он не смог заплатить по безналу, а наличные у него не приняли, он может оспорить данное решение, обратившись за помощью в общественную организацию или напрямую в суд. Такие ситуации, впрочем, исключительная редкость, поскольку подавляющее большинство россиян сегодня платят за проезд по безналичному расчету или при помощи специальных льготных карт.

Об этом, а также о том, в каком регионе РФ не принимают наличные в общественном транспорте, Общественной службе новостей рассказал председатель общероссийской общественной организации содействия защите прав пассажиров «Объединение пассажиров» Илья Зотов.

«Большинство пассажиров оплачивают проезд по безналичному расчету. В разных регионах цифры разнятся, но в среднем порядка 70% оплат по стране – безналичные. Остальные плательщики – это в основном льготные категории граждан, которые оплачивают проезд специальными транспортными картами, на которых либо записано количество поездок, либо записана определённая сумма и так далее: пенсионеры, школьники, студенты и так далее. Это не официальные данные – судим по тем аналитическим выкладкам, которые мы видим по разным регионам», — говорит эксперт.

По словам Зотова, на оплату наличными в наземном общественном транспорте в РФ приходится не более 10% от всех операций. При этом он заметил, что люди зачастую пользуются одними и теми же маршрутами, и знают, сколько стоит проезд и как его можно оплатить.

«Такое есть в Московской области – это, наверное, единственный регион, где официально не принимают наличные»

«Понятное дело, что можно смоделировать абсолютно различные ситуации, но возникают такие истории [когда человек, имеющий наличные, не может заплатить за проезд из-за отсутствия возможности рассчитаться по безналу] не более одной-двух в день по всей стране. И сами пассажиры, которые едут с наличными, должны понимать, что в автобусе может не оказаться кондуктора, и им каким-то образом нужно будет оплачивать проезд, — говорит собеседник издания. — Хотя в большинстве регионов [на маршрутах без кондукторов] есть возможность оплатить водителю. Такого, чтобы не было кондуктора, и водитель при этом не принимал деньги, либо не было терминала, принимающего наличные, в большинстве регионов страны попросту нет. Такое есть в Московской области – это, наверное, единственный регион, где официально не принимают наличные».

Правозащитник отметил, что закон не может предусмотреть абсолютно все возможные ситуации, которые возникают на маршрутах общественного транспорта – он регулирует базовые сценарии, затрагивающие подавляющее большинство пассажиров. «Есть, конечно, единичные истории, но люди тоже все взрослые, и должны заранее понимать, где что работает, а где что не работает», отметил он.

Тем не менее, пассажир, если у него не примут наличные на маршруте без кондуктора и оштрафуют за безбилетный проезд, все же может отстоять свои права – например, обратиться в суд и сослаться на Гражданский Кодекс, в котором четко прописана необходимость альтернативного способа оплаты, указал Зотов. Главное – сначала все-таки оплатить штраф, и уже после оспаривать данное решение, добавил он.

«Наша общественная организация также готова, если ситуация имеет определённый нормативный пробел, заниматься такими вопросами и регулировать их с точки зрения предложения конкретных законодательных инициатив. Возможно, что-то мы упустили, что-то мы ещё не знаем, и какие-то прецеденты имеют место», — резюмировал он.

Ранее по теме: