РФ следует определиться, как она относится к жителям соседних стран, — тогда она будет «более предсказуемым партнером с понятным национальным интересом». Об этом в интервью РБК заявил глава Россотрудничества Евгений Примаков.
«Мы должны определиться являются ли они на самом деле нашими братьями, объединенными общей историей, общим пространством, общей исторической судьбой, или мы к ним относимся «Дружба дружбой, а табачок врозь». Как мне кажется, мы не можем говорить: «Ребята, наши деды вместе воевали, мы братья навек, но мы не хотим, чтобы ваши дети учились в наших школах». Одно с другим не бьется. Мы должны выбрать что-то одно, и тогда мы будем более предсказуемым партнером с понятным национальным интересом», — сказал он.
Отвечая на вопрос РБК, считает ли он на фоне недавних осложнений — в частности, с Азербайджаном и Арменией — регион СНГ по-прежнему дружественным, глава Россотрудничества назвал его «гораздо более дружественным, чем многие другие». «Я всегда говорил, что если мы неожиданно начнем терять влияние, к примеру, в Люксембурге, мы с этим как-то справимся. А если начнем терять влияние в странах Ближнего зарубежья — то, что сейчас, к сожалению, происходит, — вот это уже будет катастрофично», — сказал Примаков.
За последние несколько лет у РФ обострились отношения с рядом стран СНГ — начиная с Армении, которую не устроила реакция Москвы на конфликт Еревана с Баку, и Молдавии, которая обвиняет РФ в попытках свергнуть действующую власть, до Азербайджана, с котором отношения стали портиться после крушения самолета «Азербайджанских авиалиний» в декабре 2024 года под Актау.
По оценке Евгения Примакова, соседние страны для РФ принципиально важны. В том, что отношения портятся, он считает виноватыми третьи страны — противников Москвы — и то, что Российская Федерация сама «10-15 лет совершенно не занималась этим направлением». «Сегодня мы понимаем огромное значение стран Ближнего зарубежья для РФ, особенно в условиях, когда нас пытались загнать в изоляцию, — это параллельный импорт, экономические проекты, торговые коридоры, платежные системы, я уже не говорю про трудовую миграцию, которая сегодня у нас в стране очень болезненный вопрос. Именно поэтому для наших противников настолько важно отрезать нас от наших союзников», — уверен Примаков.
При этом он отмечает, ссылаясь на исследование ВЦИОМ, негативную динамику в нескольких соседних странах по отношению к РФ и к русскому языку: "В Азербайджане в последние годы прослеживалась негативная динамика, то же самое по части отношения к РФ в Молдавии. В этом плане ожидания в стиле «Единый молдавский народ за РФ сегодня сметет эту подлую клику, которая никого не представляет», не соответствуют действительности. Это очень отрезвляет".
В 2023 году международная ассоциация исследовательских агентств «Евразийский монитор» подготовила отчет (есть у РБК), как в странах ближнего зарубежья относятся к русскому языку, русскоязычным источникам информации и российской помощи. Исследование проводили в Азербайджане, Армении, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Молдавии, Таджикистане, Узбекистане, а также в Абхазии и Южной Осетии.
Социологи выделили 3 группы по степени владения русским языком:
По подсчетам исследователей, чаще других к русскоязычным источникам информации обращаются жители Южной Осетии (регулярно — 72%), Абхазии (64%), Белоруссии (48%), Казахстана (48%), Молдавии (47%). Несколько ниже этот показатель в Армении (38%), Киргизии (37%), Таджикистане (37%). В наименьшей степени в русскоязычное пространство включены Азербайджан (20%) и Узбекистан (18%).