На фоне глобального спада Tesla вдруг стала норвежским бестселлером. В то время как продажи компании в Китае упали на 15%, в Германии — на 36%, а в Великобритании вовсе на 45%, Норвегия показывает поразяющий результат — рост на 213% по сравнению с прошлым годом.
Ключ к этому феномену — внедорожник Model Y, идеально вписавшийся в северную реальность. Просторный багажник, высокий клиренс, полный привод и возможность буксировки — всё, что ценят норвежцы, оказалось в одном электрокаре.
"Tesla Model Y хорошо продается и пользуется популярностью в Норвегии, вероятно, потому, что она предлагает хорошее соотношение цены и качества и отвечает норвежским потребностям в грузовом пространстве, высоком дорожном просвете, полном приводе и возможности фаркопа", — отметила генеральный секретарь Норвежской ассоциации электромобилей в беседе с CNBC Кристина Бу.
Норвегия — лидер в стимулировании перехода на электротранспорт. Здесь водители электромобилей освобождены от многих налогов и получают серьёзные бонусы: от снижения дорожных сборов до бесплатной парковки. Всё это сделало Tesla особенно привлекательной для норвежцев, невзирая на общие проблемы бренда.
Тем временем за пределами Норвегии Tesla теряет позиции. Причина — не только в усилении конкуренции (китайский BYD, например, уже превысил рубеж в $100 миллиардов дохода), но и в личной политике самого Илона Маска.
Сближение Маска с американскими крайне правыми вызывает раздражение у части аудитории.
"До 43% респондентов заявили, что не купили бы Tesla по политическим причинам. Поэтому мы можем только гадать о том, сколько бы продала Tesla без поддержки Илона Маска движения MAGA и администрации Дональда Трампа", — заявила Бу.
Даже в самой Норвегии, невзирая на рекордные цифры, политический контекст продолжает сдерживать возможный рост.
На фоне давления конкурентов и резкого падения прибыли (чистая прибыль за год снизилась на 71%), Маск делает ставку на технологии будущего: автономное роботакси и гуманоида Optimus. Но пока эти проекты далеки от коммерческого успеха, а система автопилота Tesla остаётся в стадии доработки.
Tesla сегодня балансирует между кризисом и возможностью. Норвегия — не спасение, а симптом: если бренд сможет услышать реального потребителя, у него есть шанс выжить. Но если личные амбиции Маска продолжат влиять на восприятие компании, даже лояльные рынки могут отвернуться.