Два года назад завершился «мятеж ЧВК Вагнер». Он же «марш справедливости». Не только оценки, но и даже сама суть этих событий вызывает радикально разные мнения и прямо противоположные интерпретации. Это, конечно, неофициально.
Официально же о мятеже Пригожина лишний раз вспоминать не принято. Это и понятно, минуты своей слабости и хрупкости в принципе никому не хочется вспоминать. Часто ли вспоминаете, как вас бросила девушка, побили в школе или ограбили в метро? Тем более, не хочется вспоминать подобное, если ты власть. Особенно, если ты власть государственная.
Мы же сегодня, скорее, хотим окунуться в самый омут проблемы, верно диагностировать болезнь и выписать правильный рецепт. В конце концов, военные перевороты и гражданские войны в РФ никому из нас не нужны. Хотя бы потому что всегда и при любом исходе они оплачиваются ценой жизни простых русских людей.
Начнем с того, что после распада Советского Союза Российская Федерация не стала полноценным государством, с известными ветвями власти и понятными силовыми структурами. Вместо юного колосса на могиле старых империй получился сырой слоеный пирог, а вместо страны — закрытое акционерное общество (хотя и с низким порогом входа).
Почти каждая из этнических, религиозных, а зачастую и просто семейных групп получила свой кусок пирога (ну или если угодно пакет акций). Все, кроме разве что русских. Молчаливое большинство в этой модели управления отвечало лишь за «душу».
Изначально конфликты между акционерами ЗАО «РФ» случались вполне открыто и носили прямо криминальный характер. Любые же внешние или внутренние потрясения, вроде Чеченской войны, приватизации или дефолта, служили лишь поводом для наживы и передела собственности. Однако со временем характер отношений российских элит стал меняться и на место разборок с перестрелками пришло телефонное право.
Явно, в таком виде долго ни одна страна существовать не может. В перспективе она либо разваливается, либо превращается в полноценное государство. Процессы централизации власти в РФ были запущены в середине нулевых, а акционеры были в той или иной степени поставлены под контроль или заменены на более лояльных (не в государственном смысле, а в личном).
Однако, вплоть до 2022 года с российским государством не произошло главного — смены элит. Невзирая на то, что характер отношений во многом поменялся, их субъекты остались, словно в песне Егора Летова, такими же, как и были. И даже СВО была во многом воспринята, как повод для передела власти и влияния.
В этом смысле Евгений Пригожин, конечно, не был революционером или бунтовщиком. Он не пытался сломать или хотя бы радикально изменить систему. Глава ЧВК «Вагнер» хотел просто повысить свой статус в уже существующем порядке вещей, а заодно и подвинуть конкурентов.
Но в какой-то момент Пригожина настолько занесло, что вместо новейших постов и бюджетов, он ока...