Проблема с выпуском самолетов, в том числе среднемагистральных, для рейсов между городами Дальнего Востока существует, работа над выпуском лайнеров, включая «Байкал», идет, но не так быстро, как хотелось бы, заявил в ходе пленарного заседания Восточного экономического форума (ВЭФ) президент РФ В. В. Путин.
Модератор сессии телеведущая Мария Рыбакова обратила внимание на проблему нехватки прямых рейсов между городами Дальнего Востока, например из Хабаровска во Владивосток, из-за чего некоторые пассажиры вынуждены летать через Москву. Отдельно она упомянула сделку с участием Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) на поставки новейших легкомоторных самолетов «Байкал».
«Я, может, что-то упустила. Я вот, [полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе] Юрий Петрович Трутнев, не вижу, здесь есть? Мы с ним разговаривали, он мне сказал, что никакого «Байкала» нет. То есть купили самолет, которого еще нет? Я просто немножко запуталась. Может быть, есть смысл, не знаю, на стенд Генпрокуратуры заглянуть? То есть существуют эти самолеты, Владимир Владимирович, или нет и какие вообще перспективы у внутренних перелетов на территории Дальнего Востока?» — спросила Рыбакова.
Путин пояснил, что созданная в советское время сеть авиасообщения на Дальнем Востоке была утрачена в 1990-х, но сегодня уже создан местный перевозчик (речь идет об авиакомпании «Аврора». — РБК) и ключевой вопрос — обеспечение лайнерами, в том числе среднемагистральными для небольших перелетов. По поводу этого у правительства много планов, сказал президент.
«К сожалению, вынужден согласиться: решается это не так быстро, как бы хотелось, но вот и «Байкал», и другие есть самолеты небольшие, которые должны прийти на смену Ан-2. Эта работа идет. Не буду скрывать: мы иногда ругаемся с некоторыми нашими, как говорили в свое время, ответработниками, и они должны будут ускорить эту работу», — отметил Путин.
Есть конкретные модели самолетов, их уже поднимали в воздух, но нужно, чтобы началось серийное производство. «Сейчас не буду перечислять. Это и «Байкал», много других», — добавил президент.
В мае Трутнев заявлял, что реализация проекта самолета «Байкал» (ЛМС-901), который должен прийти на смену советскому Ан-2, «зашла в тупик». В то же время он говорил, что власти соберут консорциум технических специалистов, чтобы изучить возможность возобновления работы по созданию самолета.
Уже в конце мая гендиректор Уральского завода гражданской авиации (УЗГА, занимается разработкой «Байкала») Леонид Лузгин рассказал «Ведомостям», что самолет планируют сертифицировать к концу 2026 года. Завод, по его словам, получил предварительные заказы на 60 «Байкалов». В конце 2026-го планируется поставить первые 5 легких самолетов «Байкал» авиакомпании «Аврора», говорил глава Минпромторга Антон Алиханов.
ГТЛК в границах ВЭФ-2025 объявила о заключении договоров на поставки и лизинг 50 «Байкалов». Их в 2027–2031 годах передадут на льготных условиях авиакомпаниям, входящим в состав альянса независимых эксплуатантов «Аэрохимфлот», указано в сообщении. Для финансирования сделки планируется привлечь средства Фонда национального благосостояния.