В редакцию Бизнес ФМ обратилось архитектурно-проектное бюро под названием «Первый эксперт», у которого «Авито» внезапно попросила подтверждения того, что слово «первый» в названии имеет под собой обоснование. Правомочен ли запрос?
«Обоснуй за нейминг!» Рекламная площадка может запросить обоснование — почему ваш бренд назван так, а не иначе, — с такой ситуацией столкнулся 1 из слушателей Бизнес ФМ. Оказалось, закон «О рекламе» и работа Роспатента иногда могут вступать в противоречие.
В редакцию Бизнес ФМ обратилось архитектурно-проектное бюро из Башкортостана под названием «Первый эксперт». По словам учредителя фирмы Алмаза Мустафина, площадка «Авито», на которой они размещаются уже не в первый раз, вдруг запросила документы, подтверждающие, что «Первый эксперт» — действительно «первый». Требование повергло в ступор, признается Алмаз Мустафин:
Алмаз Мустафин учредитель архитектурно-проектного бюро «Первый эксперт» «В документах везде есть название «Первый эксперт». Более того, мы недавно товарный знак зарегистрировали «Первый эксперт». То есть это наше юридическое название. У «Авито» есть такая услуга, как «продвижение профиля». И мы больше, наверное, полугода пользовались их этой услугой, где у нас в заголовке объявлений было указано «Первый эксперт». Последний раз разместили, скопировав предыдущее объявление — модерацию не прошло. Что не так? Служба поддержки в переписке нам заявляет, что вы тем самым выражаете свое превосходство среди остальных. «Не пропускаем». Выясняется, что мы не можем отныне использовать это наименование без подтверждения, что мы на самом деле какие-то первые. «Эта формулировка указывает на превосходство и привлечение внимания. Это запрещено требованием к текстам и изображениям пункта 3.11».
По словам нашего собеседника, техподдержка «Авито» просит что угодно: исследование, рейтинг, опрос, которые говорили бы, что название «Первый эксперт» взято не с потолка. Понятно, что у компании ничего этого нет. Более того, Роспатент пару месяцев назад зарегистрировал товарный знак «Первый эксперт», и там вопросов почему-то не возникло. Здесь надо различать товарный знак сам по себе — и рекламную кампанию с использованием этого названия, говорит гендиректор компании «Онлайн патент» Алина Акиншина:
Алина Акиншина гендиректор компании «Онлайн патент» «Авито», безусловно, абсолютно корректно предъявляет требования, потому что есть законодательство о рекламе. Нельзя вот просто так называться «первым», «лучшим» и подобного рода превосходные степени использовать в описании своих услуг и товаров. Другой вопрос, что компании следует рассказать площадке о том, что у них есть зарегистрированный товарный знак. Потому что при наличии зарегистрированного товарного знака они правомерно используют принадлежащие им на условиях исключительного права словосочетания. И, скорее всего, такой ответ площадк...