30% годовых и склады под завязку — вот 2 главных удара, по которым рынок еще долго будет приходить в себя.
В 2025 году российский авторынок будто бы нажал на тормоза. Продажи замедлились, салоны стоят полупустыми, а склады — наоборот, полны машин. Что пошло не так?
Не машина, а роскошь
Больше половины автомобилей в РФ всегда покупались в кредит или брались в лизинг. Это было нормой: заплатил первый взнос — и уехал на новой машине. Но в 2024 году всё изменилось.
"Сейчас ставки по автокредитам превышают 30%. Естественно, в таких условиях никто не готов влезать в долги. Это резко ограничивает возможности покупателей и охлаждает спрос", — объясняет Денис Пак, президент холдинга "Автотор".
Склады ломятся от запасов
Ещё одна причина — перегретый рынок перед изменением законодательства. В 2024 году власти заранее анонсировали повышение утилизационного сбора. Это привело к тому, что дилеры и производители в спешке ввезли и произвели больше машин, чем рынок способен переварить.
"Высокий запас автомобилей, который сформировался на складах, продолжает давить на рынок", — подчёркивает Пак.
Есть ли выход?
По мнению главы "Автотора", проблемы не без решения. Вот что, по его мнению, могло бы оживить рынок: