Можно ли представить себе российский авторынок без японских машин? Ещё недавно это казалось невозможным, но статистика говорит об обратном — поставки автомобилей и запчастей из Японии в РФ стремительно сокращаются.
Согласно свежим данным Министерства финансов Японии, в июле 2025 года экспорт автомобилей в РФ упал на 19,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Ещё более драматичной оказалась ситуация с автокомплектующими и запасными частями: их объём снизился сразу на 75%.
Фактически, рынок оказался на грани дефицита, особенно если учитывать, что именно японские запчасти традиционно считались самыми надёжными и востребованными среди российских автовладельцев.
Для РФ Япония всегда была главным источником подержанных автомобилей. Машины с правым рулём и узнаваемым качеством годами формировали основу сегмента б/у. Однако в последние месяцы тренд пошёл в минус.
Если в июле 2025 года доля японских автомобилей с пробегом составила 46,1% от всего импорта б/у машин в РФ, то годом ранее этот показатель был значительно выше — 62,7%. Таким образом, за год рынок потерял практически пятую часть привычного объёма японских "подержанников".
Специалисты связывают сокращение экспорта с комплексом причин:
действующие ограничения на торговлю;
повышение логистических затрат;
ужесточение внутренней японской политики по контролю экспорта;
стремительное развитие параллельного импорта в РФ, где всё чаще появляются автомобили из Китая, Южной Кореи и даже стран Ближнего Востока.