В 2008 году, после пятидневной войны с Грузией, Российская Федерация признала независимость Южной Осетии и Абхазии - с целью защиты своих граждан, а их там (с российскими паспортами) - подавляющее большинство.
Все понимают, что эта независимость - условная. В финансово-экономическом плане это полная зависимость от России. В той же Абхазии проживает чуть более 240 тысяч человек. Это сопоставимо, например, с населением только одного Ворошиловского района Ростова.
Нет, здесь есть все атрибуты и формы правления государственной власти: президент, кабинет министров, парламент, исполнительные органы на местах. Вот только национальная валюта - российский рубль, и финансирование экономики, создание инфраструктуры - это тоже Россия.
Впрочем, ситуация не исключительная. Так, при Саакашвили, например, сама Грузия финансировалась из бюджета США. А уж о нынешней Украине и говорить нечего.
Тем не менее Россия воздерживается от откровенного вмешательства в политическую жизнь этих двух республик. А она, как мы видим, весьма сложна.
Между тем это одно из самых популярных направлений отдыха не слишком обеспеченных россиян. Размещение в частном секторе на берегу чистейшего (для глаз, но не в плане безопасности) моря дешевле, чем на российском побережье. Правда, и условия тут, мягко сказать, своеобразны, о чём мы не раз писали:
И снова про Абхазию – отзывы туристов
Ростовчанка рассказала о ситуации на дорогах в Абхазии
Ростовчанка рассказала, как поплатилась за желание сэкономить в Абхазии
Ростовчанка рассказала, как оказалась в опасном и беспомощном положении в Абхазии
Абхазия хороша, но не для всех и не всегда
Ростовчанка рассказала о том, что не понравилось на отдыхе в Абхазии
Отдых в Абхазии: плюсы и минусы
и т.п.
Кроме того, здесь не слишком контролируемая властями криминогенная обстановка. Если вас обворуют, изобьют или даже убьют, преступников либо не ищут вовсе, либо не выдают России, либо назначают слишком мягкое наказание, а спустя короткий срок освобождают - такие случаи нередки.
Периодически в Абхазии случаются политические кризисы. Естественно, связано это прежде всего в перераспределением денежных потоков. Ну, впрочем, как и везде…
Такие кризисы, понятно, вредят и самой Абхазии - вот и теперь наш МИД предостерёг туристов от поездок сюда. Хотя курортный сезон уже завершён, так что влияние турпотока минимально. Летом абхазы не бунтуют J
Нынешняя проблема - попытка России получить что-то взамен за содержание страны. А именно - разрешение на иностранные инвестиции.
Если говорить простым языком, бизнесу в нашей стране хотелось бы вкладываться в инфраструктуру, в т.ч. в строительство отелей, туристических комплексов, дорог и станций, мест пляжного отдыха и т.д., при этом получая эти объекты и землю в собственность или в длительную аренду.
Протесты, по официальной информации со стороны оппозиции, вызваны тем, что абхазы боятся, будто под видом российского капитала сюда проникнет капитал грузинский, - придут те, кто воевал с Абхазией в 1991/1992 годах.
Да, тогда произошло фактическое изгнание из Абхазии практически всех грузин - они к тому времени занимали ключевые посты в большинстве властных структур, а также владели значительной частью объектов курортной инфраструктуры. И грузинские дома в той же Гагре весьма отличаются от многих домов коренного населения. Но давно всё это экспроприировано и либо разграблено, либо передано другим хозяевам.
А разграбленного здесь много! И всё это находилось в запустении десятилетия. Только с приходом российского бизнеса Абхазия начала расцветать и возрождаться. Это понимают и сами абхазы. И потому никакая оппозиция не выступает вообще против России.
А в чём же тогда причина, спросите вы? Абхазы боятся потерять свои доходы от курортного бизнеса.
Какими бы ни были условия, сюда всё равно приедут не слишком обеспеченные, а то и просто влюблённые в эти места россияне. И деньги они будут платить местному населению. Зачем делать условия лучше, если и так платят?
И потому до сих пор стоят разбитыми и разграбленными с начала 90-х многие уникальные исторические объекты, а также инфраструктура.
Проблема значительной части местного населения Абхазии в том, что они привыкли брать, но не привыкли прилагать усилия. До сих пор не расчищены места разрушений после войны начала 90-х, не отремонтированы как следует набережные и причальная инфраструктура. Даже знаменитый парк в Гагре в отдельных его местах представляет печальное зрелище.
И тут больших денег не надо - нужно просто трудиться.
Кроме того, нужно вкладывать собственные средства в туристическую инфраструктуру. Шутки ли - в этом году Абхазию посетили около 3 млн российских туристов. Это огромные деньги! И где они? Дело в том, что здесь весьма развита теневая экономика, а содержание бюджетников и пенсионеров, реконструкция инфраструктурных объектов, в т.ч. дорог, путепроводов, систем канализации, отдано на откуп России.
Фактически теперь Россия решила сама вкладываться в туристическую инфраструктуру и получать от этого прибыль, а не за просто так содержать хоть и маленькую, а всё же страну.
Понятно, что в этом случае «теневики» недосчитаются значительной части доходов, а гостевые дома с одним душем и одним туалетом на 10-20 отдыхающих не выдержат конкуренции с новыми местами размещения, в т.ч. и по ценам.
Вот, на мой взгляд, основная причина нынешних волнений в Абхазии.
Напрасно, однако, думать, что эти волнения приведут к каким-то катастрофическим последствиям и отдалении Абхазии от России.
Мы не вмешиваемся в ситуацию: какой бы политик ни пришёл к власти, он не самоубийца и не убийца своей страны и народа, чтобы поссорится с Россией.
Нет, и нам, конечно, нужна Абхазия. В том числе и в военном отношении - как форпост на наших южных рубежах.
Таким образом, обе страны обречены на сотрудничество и компромисс, который непременно будет найден. Просто обеим сторонам важно прийти к консенсусу, пойти на уступки.
Во всём мире уже начали понимать, что время пушек и ракет проходит - наступает время переговоров и договорённостей.
Фото из архива редакции (возможно, в последнее время некоторые из мест уже выглядят несколько иначе)