
… И вот наконец подошли выходные, а вокруг всё цветёт и буйствует и хочется куда-то хоть ненадолго махнуть. О том, где у нас в регионе можно провести выходные, что попробовать и чему удивиться, ДонКод поговорил с профессиональным гидом Анжелой Сиваш.
Ростов, которого вы не знали. Аудиогид.
- Анжела, первое, что приходит в голову по поводу путешествий по Ростовской области: Старочеркасск, Новочеркасск, Таганрог. А дальше?
- Азов. Но давайте начнём с главного: кто у нас гость? Чего он хочет? Если это деловой турист или путешественник, который приехал ненадолго, то для него есть наш топ-3: знакомство с Ростовом, Старочеркасск, Азов. Кто-то берёт обзорную экскурсию и садится в автобус. Кто-то заказывает индивидуальную прогулку с гидом. Некоторые идут в краеведческий музей или пользуются аудиогидом. Он, кстати, хорош и для ростовчан – скачайте гид и прогуляйтесь по городу, посмотрите на Ростов глазами гостя. А может и сами узнаете что-то новое? И совершенно бесплатно.
- Где его можно взять?
- На официальном туристском портале города. Там много аудиогидов, их писали профессиональные экскурсоводы, в том числе и я. Загружайте и гуляйте с ним по Набережной или Пушкинской.
Есть велоэкскурсия «Два берега Дона: с правого на левый». Или можно сесть на автобус, который идёт по маршруту № 3 - и глядя в окно, послушать о центре донской столицы. Там же можно найти экскурсии «Ростов духовный», «Ростов – город воинской славы», «Стрит-арт маршрут».
Мне же больше всего нравится «Гений места» - это рассказ о легендарных людях Ростова. Экскурсия очень большая и закольцованная. Но у неё есть жирный плюс: прогулку можно разделить на несколько дней или на несколько выходных. И хорошо брать с собой детей – им это будет очень полезно для знакомства с родным городом.

Что посмотреть в области
- Это не выезжая за пределы города. А что может привлечь туриста в Ростовской области?
- Снова повторю - Азов. Там бы очень рекомендовала посетить Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник: помимо его наполнения, познавательных, а часто и захватывающих экскурсий, которые проводят гиды, в музее просто приятно. В жару прохладно, в холод можно погреться. Если добраться до Новочеркасска, это уже иные впечатления – хотя там тоже казачество, но другие смыслы, другая история. Там тоже хороший музей, а вечером можно сходить в театр – в Новочеркасске он очень достойного уровня.
Далее - гостей впечатляет хутор Старозолотовский. Далековато, занимает с дорогой весь день, но и даёт море впечатлений. Там музей, который создан на основе декораций последней экранизации Тихого Дона Урсуляка. И сам хутор очень живописный: рядом в степи живут байбаки, простираются лавандовые поля. А какой в тех краях живописный берег Дона! Из Старозолотовского люди привозят очень красивые фотографии.

И да, экскурсоводы там ходят в казачьих костюмах – гостей это настраивает на то, что они герои романа «Тихий Дон». Не забывают в этнохуторе и о гастрономической составляющей: на территории есть стилизованный ресторан, пекарня появилась, скоро откроется винодельня – вино там делают из своего винограда.
И ещё туристические места того же толка – Пухляковка с Раздорами. А поклонники Шолохова на два дня едут в Вёшенскую – там есть где остановиться, и дом-музей, конечно, на очень высоком уровне. Полное погружение в жизнь семьи писателя.
И сейчас на волне растущего патриотизма популярны Самбекские высоты. Всю весну мы там: организации, семьи с детьми. А ещё в последнее время люди едут в олений питомник в Усть-Донецком районе.
- Слышала, что Танаис у нас не очень востребован, хотя уникальное же место?
- Да, искусствоведы, люди искушенные, говорят: у вас такой крутой объект на территории области и такой скромный. Хотя там и греки, и легенды об амазонках, которые когда-то здесь жили, и уникальные без преувеличения артефакты. И там же единственный в Европе уличный зал амфорных эталонов. Если вы решитесь поехать, то, конечно, там надо брать экскурсию, чтобы получить полное погружение.
- Ещё мы забыли Чалтырь…
- Это отдельная история. Если бы армяне проявили чуть-чуть креатива и творческого подхода, у нас бы под Ростовом был роскошный туристический объект - как Коломна в Подмосковье. Донские армяне - уникальная национальная диаспора. Храм их сохранился, печка в центре села стоит. Музей есть. Поэтому там напрашивается история, когда гиды ходят в национальных костюмах, проводятся мастер-классы по приготовлению тех же самых пирожков с лебедой, интерактивные игры, обряды. Там даже свадьбы с сохранением традиций проходят! Поэтому ничего особенного даже придумывать не надо – приложить чуть-чуть усилий и село бы озолотилось, люди бы ехали автобусами. Но пока они эту волну поймать не хотят.
А туристу съездить в Чалтырь, конечно, стоит. Особенно для того, чтобы наглядно увидеть насколько национально богата наша область.
Гастротуризм у нас повсюду
- Давайте поговорим про гастрономический туризм. Где у нас что стоит попробовать?
- При правильной организации любой экскурсионный тур в Ростовской области становится гастрономическим. На Дону в кулинарном смысле большая конкуренция. Люди умеют и любят есть и готовить – даже в рядовой столовой, в маленькой кафешке вас накормят вкусно. Продукты у нас базово натуральные, качественные, овощи сочные и душистые. Для нас это норма. Поэтому гости часто замечают: ваши помидоры пахнут помидорами. И получается, что мы вроде бы приехали на экскурсию про казачество, а в перерыве зашли пообедать и тут вам новая история – гастрономическая. Рыба, раки, шашлык, уха, свежая картошечка с укропом. А если есть ещё и местное вино – это уже казачий стол. Или армянский, если мы в Чалтыре. Или греческий, если это Таганрог, к примеру.
В 2022-ом году Ростовская область победила во всероссийском конкурсе гастрономического туризма, он проходил тогда Владивостоке. Я защищала гастрономический тур «По Дону гуляем», и одна из членов жюри задала мне вопрос: «А у вас есть кросс-культурные блюда?». Я задумалась и поняла, что нет. Потому что у нас считается, что если русская женщина начинает делать аджапсандал, то высший пилотаж – сделать его, как соседка-армянка. Не надо портить национальное блюдо, а надо его в точности скопировать. У нас так проявляется уважение к традициям друг друга. Поэтому, попадая в новый город Ростовской области, вы точно найдёте что-то новое – вот вам и гастрономический туризм.

Ну и наш базар, улицы, где тебе на голову падает тютина или жердёла, Левбердон с его ресторанчиками…
- А какие рестораны можно выделить как особенно интересные?
- Мне приходит на ум ресторан исторической кухни «Крепостной вал». Его владельцы = несколько лет назад заказали историкам кухни Павлу и Ольге Сюткиным меню Петровской поры. Те в архивных документах разведали, что мог есть царь Пётр не дома, а в походах и повторили. У них в меню есть социска – предок сосиски. Суп калья – нечто среднее между лапшой и рассольником. Жемчужная каша – перловка. Земляные яблоки «толчанкою» - картофельное пюре. Но это всё надо презентовать и пояснять людям, потому что это блюда древние. Я как-то водила туда гостей и они все, стесняясь, отодвинули калью – думали, что суп прокис, хотя он такой и должен быть. Репутацию его восстановили с помощью исторической справки.
Редкие запросы и редкие туристы
- Мы перечислили очевидные запросы. Давайте поговорим о редких?
- Тут надо исходить из возраста туриста. Сегодня у разных поколений разные запросы: взрослые люди, сформировавшиеся в Советском Союзе и хорошо образованные, выказывают интерес к истории, культуре, ищут смыслы. Они любят слушать что-то особенное, уникальное, идут в глубину. И получают от этой глубины удовольствие: потому что они многое знают и многое у них откликается.
Те несчастные люди, чьё детство попало на 90-е годы и воспитывал их голливудский кинематограф в видеосалонах, у них, конечно, базы нет. Поэтому даже если у них есть интерес, то удовлетворить его трудно – информация уходит, как вода в песок. А такие люди сегодня - основная группа путешественников. И экскурсии с ними начинаются со следующего запроса: мы от обилия информации устали, давайте нам что-то лёгкое, не надо углубляться.
Потом идут студенты: вот они очень разные. Дети от родителей 90-х тоже часто «устали от умного», но есть и другие, замотивированные. Их сразу видно: они слушают вовлечённо и когда им задаешь вопрос, включаются, рассуждают, с ними очень приятно работать. У школьников тоже зависит всё от того, какая у них семья. Поэтому выделить что-то общее в современных запросах трудно.

- Сейчас вошли в моду стендап-экскурсии, квест-экскурсии – что-то живое, быстрое, весёлое. Этакий экскурсионный тик-ток. Что вы про эти формы думаете?
- Пусть цветут все цветы: в юности может и нужны такие простые весёлые формы, но с возрастом многие всё равно придут к внимательному отношению к своей истории, к погружению и захотят многое посмотреть и переоценить.
Но иногда такие вещи случаются и с молодыми. Недавний пример. Большая организация ищет для экскурсии молодого гида, который не будет грузить тридцатилетнюю аудиторию, а проведёт встречу весело. Гида нашли, но во время формирования группы оказалось, что все в один автобус не помещаются, надо разделиться. И вот для второй части группы приглашают меня. Я постарше, стендап-экскурсии – не моя стихия, но куда деваться? И вот мы стоим у автобусов, и как-то сам собой завязался разговор об истории нашего города. Я ответила на один вопрос, на другой, третий. Вокруг меня сформировался кружок – и я вдруг вижу, что эти люди, которые просили лёгонького и ненапряжного, вовлеклись и уже чуть ли не все собрались садиться в мой автобус. А всё потому, что качественная, интересная информация, которая заставляет человека думать, хороша во все времена...
- Анжела, финальный вопрос. В творческой биографии любого гида есть особенные группы. Вспомните самую запоминающуюся?
- Есть такая. Православная школа. Они приехала из Перми, откуда родом первый русский генералиссимус, боярин Шеин, ему памятник в Азове стоит. Главной в группе была женщина, учительница, с ней 10-12 детей средних классов. Поселились они в хостеле, кормила она их сама: пельмени, макароны. Видно было, что денег у них немного. Но тем не менее они заказали экскурсию о Белом движении на юге России. Экскурсия эта авторская, дорогая и довольно долгая. И вот мы ходили по Ростову, я показывала им фотографии, и они тут же отзывались: это генерал Алексеев, а это барон Врангель.
Мы упросили, чтобы нас пустили на территорию мединститута. Там на стене одного из зданий висит мемориальная доска: в этом здании в годы гражданской войны скончался Михаил Гордеевич Дроздовский. Они эти стены гладили! Прикасались как к святыне. И я, когда посмотрела, как они на это реагировали и как к ним относится эта женщина, вернула им половину суммы за экскурсию.
Потому что по нашим временам такое отношение к истории – почти чудо. Но оно даёт надежду, что в нашей стране снова появятся герои, о которых гиды будут рассказывать через следующие сто лет…
Рубрика "ДонКод". Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.