
На площадке ПМЭФ 2025 19 июня прошла панельная дискуссия, посвящённая ключевым вопросам развития национальной системы высшего образования России. Модератором выступил заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Дмитрий Афанасьев.
Он отметил, что система образования всегда вписана в контекст экономики, общества, технологических трендов, глобальной ситуации.
Минобрнауки, формирующий политику в области высшего образования, транслирует понятную управленческую и нормативно-правовую задачу создания национальной системы высшего образования. Она должна вобрать в себя то лучшее, что было в Советском Союзе, и то ценное, что удалось создать в последние десятилетия.
В числе спикеров дискуссии была ректора ЮФУ Инна Шевченко. Она рассказала о ключевой роли магистратуры в подготовке к вызовам завтрашнего дня, а также о разработке новой модели магистратуры и её нормативного регулирования.
«Магистратура призвана сыграть ключевую роль в подготовке к вызовам завтрашнего дня. Сегодня нужны специалисты, которые могут работать на стыке дисциплин, переключаться между задачами и находить решения там, где нет готовых ответов.
Поэтому магистерские программы нужно строить по-новому, объединяя научную базу с современными технологиями и реальными производственными задачами. Хорошим примером здесь является совместная программа ЮФУ с СИБУРом по микрофлюидному синтезу.
Студенты с первого дня не в теории, а на практике будут совместно с инженерами работать над задачами предприятий и R&D-центров. Они смогут думать как практики, понимать специфику высокотехнологичных производств и видеть применение знаний в деле, решая актуальные задачи производства методами, которые там появятся только благодаря, собственно, этим студентам», — отметила Инна Шевченко.
По словам и.о. ректора ЮФУ, магистратура в новой модели становится главным инструментом для подготовки технологических лидеров, способных работать с неопределенностью, выводить разработки из лаборатории в реальное производство, брать на себя ответственность за внедрение новых решений.
В качестве примера трансформации модели партнёрств в рамках магистерских программ она привела совместную работу ЮФУ с ГК «Титан» и «Элемент» по решению технологических задач, для которых в индустрии нет решений.
«Считаю, что перечень образовательных организаций, наделённых правом реализовывать программы специализированного высшего образования, должен определяться нормативно на основе учета реального потенциала, требований и особенностей отраслевых и региональных стратегий и т.д. Университет должен отвечать не только за качество образования, но и, в определённой степени, за успешность выпускника в профессиональной деятельности», — резюмировалаа Инна Шевченко.