Не беспокойтесь - прах великого писателя не потревожили, а вот спектакль, так сказать, «по мотивам», поставили.
Вообще, сейчас, как и, наверное, 100 лет назад в театральной сфере весьма прижилось экспериментаторство. Смешиваются стили, эпохи, осмысливается прошлое сквозь призму современности - в общем, зачастую сценаристы и режиссёры делают из классического произведения что-то вроде «сказки на новый лад». Иногда это получается весьма органично, иногда не очень. Но это не значит, что такие спектакли не имеют право на свою определённую сценическую судьбу.
Таганрогский театр им. А.П.Чехова проводит свой 198-й сезон! То есть это один из старейших (после театра им. Комиссаржевской в Новочеркасске) театров Дона. Вообще, история таганрогского театра уникальна, и проект уникален - об этом можно прочитать хоть на официальном сайте, хоть на справочных. Здесь практически всегда аншлаги, особенно в выходные. Билетов, что называется, не достать - разве что весьма заранее.
В Таганрог мы ездим часто - и практически всегда поездки приурочиваем к какой-нибудь новой театральной постановке.
Не могу сказать, чтобы все они нам понравились, но на вкус и цвет, как говорится… Тем не менее театр уровневый, актёры талантливые, а билеты в сравнении с ростовскими театрами дешевле кратно.
Спектакль «Каренины. Лабиринты памяти» не премьерный. Но нам всё не удавалось взять на него билеты. А тут вот случилось.
На сайте театра рассказывается, что спектакль является уникальным, поскольку эта пьеса была написана специально для этого театра.
«Переосмыслив роман Льва Николаевича Толстого, нам захотелось сконцентрироваться на судьбе того человека, который больше всего пострадал от событий, которые описал Толстой, — на сыне Анны и Алексея Александровича Карениных Серёже», - говорят авторы постановки.
Жанр определён как «психодрама». Ну, наверное, так оно и есть.
Не можем сказать, что такой подход в переплетении истории и современности, в «домышлении», в дописывании за Толстого нам близок. Мы всё-таки консерваторы и привыкли если и к экспериментам в театре, то к более изысканным и, если можно так выразиться, элитным. Здесь же, как нам показалось, получился некий процесс опрощения.
К тому же поначалу нам также показалось, что актёры, чья игра в большинстве спектаклей в этом театре является практически безукоризненной, несколько фальшивили. Однако чем дальше развивалось действие, тем больше зрители понимали задумку авторов.
Не станем пересказывать содержание. Просто определим спектакль так. Есть т.н. «кино не для всех» - ну, когда оно рассчитано на взыскательного зрителя и может быть неинтересно большинству. Также есть и спектакли - высокие, зачастую «не для всех». Эта же постановка театра - как раз для всех. Но это не умаляет её значимости и не делает менее интересной.
«Каренины. Лабиринты памяти» - будет близок и понятен и тем, кто хорошо знает текст романа Толстого, и тем, кто не читал и никогда не прочитает его. И ещё. Спектакль полон ненавязчивого и, в общем, неприкрытого дидактизма, что делает его полезным для юношества и вообще для людей на этапе становления личности. Впрочем, и не только на этом этапе.
Амбиции, обиды, самолюбие - всё меркнет и всё теряет значимость перед самой страшной, невозвратимой утратой. И чем раньше это человек осознает, чем раньше научится прощать другого и ценить главное, тем больше времени у него останется на Любовь и Счастье.
Несмотря на своеобразие замысла сценария и постановки, считаем, что спектакль удался и на него обязательно нужно повести детей-старшеклассников.
«Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся», - писал Ф.И.Тютчев. Но в этом спектакле слово «бьёт» как раз туда, куда надо. И предугадать, как оно отзовётся, несложно.
Возможно, именно поэтому зрители провожали актёров овациями…